Налоговая проверка при ликвидации

  • Запись опубликована:22 апреля, 2022

Налоговая проверка – правила прохождения проверки в период ликвидации, как строится сама проверка и как строить взаимоотношения с налоговой в период проверки.

Ликвидация компании возможна в случае, если отсутствуют долги перед бюджетом по налогам, перед ФСЗН, Белгосстрах и таможней.

Для ликвидации от налоговых органов нам надо получить справка о наличии (отсутствии) у ликвидируемой организации задолженности перед бюджетом по налоговым платежам. Такая справка составляется в том числе на основании результатов проверки.

Начнем с начала. В  течение 10 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации ликвидатор уведомляет в письменной форме об этом регистрирующий орган – Администрация района.

На основании полученного заявления регистрирующий орган направляет во все  заинтересованные госорганы и организации необходимые сведения. В частности, в инспекцию МНС по месту постановки ликвидируемой организации на учет направляется уведомление о начале процедуры ликвидации (п. 8 Положения о ликвидации).

В свою очередь, налоговый орган в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления обязан представить в регистрирующий орган справку о наличии (отсутствии) у организации задолженности перед бюджетом по взимаемым им платежам. Срок представления такой справки в установленных случаях может быть увеличен до 6 месяцев (абз. 2 ч. 1 и ч. 6 п. 9 Положения о ликвидации), что на практике и делается.

Указанную выше справку ИМНС составляют по результатам проведенной налоговой проверки и (или) на основании аудиторского заключения и отчета.

В законодательстве определен ряд случаев, когда можно избежать налоговой проверки.

В каких случаях не проводится налоговая проверка при ликвидации?

Налоговые проверки согласно п. 3 ст. 72 НК не проводятся при ликвидации организации или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, у которых по результатам анализа информации, имеющейся в налоговом органе, отсутствует неисполненное налоговое обязательство либо предполагаемая сумма неисполненных налоговых обязательств и (или) сумма заявленной к возврату разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, составляет менее десяти базовых величин. В этом случае налоговый орган направляет в регистрирующий орган справку, подтверждающую отсутствие у таких плательщиков задолженности перед бюджетом.

При этом размер базовой величины определяется на дату направления в регистрирующий орган справки, указанной в части первой настоящего пункта.

При наличии поручения органа уголовного преследования по возбужденному уголовному делу или суда по находящимся в их производстве делам проверка при ликвидации организаций или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей проводится в любом случае.

Порядок проведения налоговой проверки при ликвидации

При проверке ликвидируемых организаций применяется общий порядок проведения налоговых проверок.

Как правило, организации проверяют должностные лица налогового органа по месту их постановки на учет (п. 2 ст. 74 НК).

Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемой организации. Вместе с тем, если организация не может предоставить проверяющим пригодное для проверки помещение, она проводится в служебном помещении налогового органа (подп. 1.18 ст. 22 НК).

На практике бывают такие ситуации, когда налоговая требует представить все имеющиеся документы, а процесс их описи, доставки сопряжен со значительными материальными издержками. Дешевле бывает оплачивать офис на время проверки, чем делать их доставку. В такой ситуации плательщик вправе настоять на своем мнении и проводить проверку в своем офисе.

Проверка осуществляется на основании предписания руководителя ИМНС (или его заместителя), предъявляемого проверяющим вместе с его служебным удостоверением перед началом проверки (п. 3 и ч. 1 п. 5 ст. 74 НК).

Предписание должно быть заверено печатью или оформлено на фирменном бланке и содержать следующие сведения (п. 3 ст. 74 НК):

  • номер и дату его выдачи;
  • основание проведения проверки;
  • наименование налогового органа, проводящего проверку;
  • наименование проверяемой организации;
  • ФИО проверяющего, его должность (или состав группы проверяющих);
  • проверяемый период;
  • срок проведения проверки (дата ее начала и окончания).

В случае проведения проверки при ликвидации записи в книгу учета проверок проверяющими не вносятся (ч. 1 п. 5 ст. 74 НК, п. 7 Правил ведения книги учета проверок 383, п. 23 Указа 510), не указывается перечень вопросов, подлежащих проверке.

Период проверки

Проверки проводятся за период, не превышающий (ч. 1 п. 4 ст. 74 НК):

  • 5 календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о ее назначении, и за истекший период текущего календарного года – в части вопросов соблюдения налогового законодательства (правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов).

Исключение

В случае представления уточненной декларации по налогу на прибыль, согласно которой увеличивается (возникает) сумма полученного убытка по сравнению с ранее поданной декларацией, или уточненной декларации по НДС, согласно которой увеличиваются налоговые вычеты по сравнению с ранее поданной декларацией, за период, превышающий указанный пятилетний период, проверка проводится за период представления уточненной декларации.

  • 3 календарных года, предшествующих году принятия решения о ее назначении, и за истекший период текущего календарного года – в части иных вопросов в пределах компетенции налоговых органов.

Срок проведения проверки не может превышать 30 рабочих дней (ч. 1 п. 8 ст. 74 НК)

Приступив к проведению проверки, проверяющие потребуют необходимые для проверки документы (их копии) и иную информацию. Проверяемая организация обязана их предоставить (подп. 1.14 и 1.18 ст. 22, подп. 1.1 и 1.15.1 ст. 107 НК).

Если документы бухгалтерского, налогового учета и (или) документы, связанные с налогообложением, у проверяемых организаций отсутствуют либо не предоставлены для проверки, проверяющие вправе определять размер причитающихся к уплате в бюджет налогов на основании сведений (ч. 1 п. 3 ст. 107 НК):

  • о движении денег по банковским счетам;
  • полученных от третьих лиц (госорганов, иных организаций и физлиц).

Кроме того, ИМНС могут воспользоваться расчетным методом определения налогов на основании сведений об организациях, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

Следует подчеркнуть, что использование указанных методов, как правило, приводит к значительным доначислениям налогов, пеней и штрафов. Прежде чем их использовать, проверяющие в письменной форме предлагают организации восстановить учет (бухгалтерский и налоговый), а также документы, на что отводится 30 рабочих дней. При этом проверка временно приостанавливается (п. 9 ст. 74 НК).

Если проверяющие все-таки примут решение об определении размера причитающихся к уплате в бюджет налогов одним из вышеперечисленных методов, они будут при этом руководствоваться Положением N 426.

Таким образом, ликвидируемой организации необходимо заранее подготовить документы, связанные с налогообложением, за весь проверяемый период и предоставить их по первому требованию проверяющего налогового органа.

По общему правилу по результатам проверки ИМНС составляет акт. Результаты выездной проверки, в ходе которой не выявлены нарушения законодательства, оформляются справкой. Со стороны проверяемой организации акт (справку) подписывает ликвидатор (ч. 1 и 2 п. 1, п. 3 ст. 81 НК, ч. 7 п. 6 Положения о ликвидации).

Проверка ФСЗН, Белгосстрах и таможенных органов.

Одновременно с налоговой о процедуре ликвидации регистрирующий орган уведомляет ФСЗН, Белгосстрах и таможенные органы.

Каждый из этих органов имеет свои правила проверки правильности исчисления отчислений и платежей.

ФСЗН. Проверка проводится по аналогии с налоговой. Плательщик по требованию органа представляет первичные документы по заработной плате и расчетам по объектам ФСЗН. В случае выявления нарушений – пишет акт проверки, если нарушений не выявлено выдается справка.

Белгосстрах. Данный орган как правила проводит проверку на основании имеющейся у него информации, доначисляет пени если есть отклонения и выдает справку.

Таможенные органы. Выдают справку об отсутствии задолженности перед бюджетом автоматически, ни какие запросы и уведомления  им писать не нужно. Если у данного органа есть вопросы к плательщику, как правило они связаны с корректировкой таможенной стоимости. но данные обстоятельства выявляются обычно в процессе текущей деятельности.

Проверки названных органов проводятся за 3 последние года.

Все справки названными органами направляются напрямую в регистрирующий орган.

Особенности налоговой проверки при ликвидации

  • Налоговые органы проводят проверку плательщика по дату принятия решения плательщиком.
  • В течение 5-ти рабочих дней плательщик должен подать налоговые декларации на дату ликвидации.
  • Все процессы деятельности компании с момента принятия решения о ликвидации до даты исключения из реестра (ЕГР) проверяются в рамках дополнительной проверки. То есть одновременно с ликвидационным балансом вы представите  в налоговую первичные документы за этот период деятельности для дополнительной проверки.
Slide
Тот, кто подписан на нашу рассылку, прочитал эту статью первым!
Что такое рассылка от ООО «БелАудитАльянс»?
Помощь нашего консультационного центра
Рубрика вопрос/ответ
Новости законодательства
с комментариями
Авторские статьи
от директора нашей компании
Статьи из практики налоговых проверок
Специальные условия участия в мероприятиях от нашей компании
Всё о налогах для ИП
Telegram-канал для Индивидуальных предпринимателей Беларуси
Полезная информация по вопросам налогообложения ИП, разъяснения налоговых органов, статьи и новости на темы налогов, шаблоны и образцы документов - всё то, что будет вам необходимо для самостоятельного расчета налогов в 2023 году.
Оставьте оценку этой статье
[Общий: 5 В среднем: 3.6]