1. Переносы рабочих дней в мае 2022 года
Постановлением Совмина от 11.10.2021 № 572 утверждены переносы рабочих дней в 2022 году.
Так, рабочий день 2 мая (понедельник) переносится на 14 мая (суббота). Днями отдыха будут 30 апреля (суббота), 1 (воскресенье), 2 (понедельник) и 3 (вторник) мая 2022.
Однако, организации имеют право самостоятельно устанавливать иной порядок переноса рабочего дня с учетом специфики производства (работы).
2. Перечень хозяйственных обществ, часть прибыли (дохода) которых по результатам работы за 2021 год подлежит перечислению в бюджет
Постановлением Совмина от 20.04.2022 № 233 «Об уплате части прибыли (дохода)» установлен перечень хозяйственных обществ, часть прибыли (дохода) которых по результатам работы за 2021 год подлежит перечислению в бюджет, и изменены сроки уплаты. Данный перечень включает в себя чуть более 60 организаций.
Уплата части прибыли (дохода) в бюджет должна производиться ежемесячно равными долями в мае — декабре 2022 г. не позднее 22-го числа каждого месяца.
Данное постановление вступило в силу с 23.04.2022 года.
3. Форма расчета по сбору за размещение (распространение) рекламы
Постановлением МНС от 19.04.2022 № 16 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. № 2» установлена форма расчета по сбору за размещение (распространение) рекламы.
Справочно: сбор за размещение (распространение) рекламы вводится с 1 мая 2022 г. Указом Президента Республики Беларусь от 31.03.2022 № 131 «О развитии средств массовой информации». Плательщики сбора должны представить расчет в налоговые органы по месту постановки на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Сбор уплачивается в республиканский бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Подробнее с формой расчета можно ознакомиться по ссылке: pravo.by
4. ФСЗН для организаций со среднесписочной численностью до 10 человек
По новым правилам, ФСЗН с 1 июля 2022 года будет принимать ДПУ (ПУ-1, ПУ-2, ПУ-3, ПУ-6) только в виде электронных документов, подписанных ЭЦП вне зависимости от среднесписочной численности работников.
Однако, с 1 июля 2022 г. ФСЗН будет временно разрешено плательщикам обязательных страховых взносов (при отсутствии у них ЭЦП) представлять ДПУ в электронном формате с приложением документов на бумажных носителях, заверенных подписью плательщика.
Для представления ДПУ в виде электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью, плательщику необходимо:
Справочно: получить ЭЦП следует в РУП «Национальный центр электронных услуг».
Для предоставления ДПУ в электронном виде необходимо на сайте скачать программу «Ввод ДПУ».
Подробнее можно ознакомиться с информацией на сайте ФСЗН по ссылке: ssf.gov.by
5. Об отнесении расходов на рекламу в состав затрат, учитываемых при налогообложении
МНС на своем сайте в разделе «Разъяснения» разместило письмо МНС от 20.04.2022 № 2-2-10/00935 «Об отнесении расходов на рекламу в состав затрат, учитываемых при налогообложении».
Согласно выше названного письма при отнесении тех или иных расходов к расходам на рекламу необходимо принимать во внимание следующие определения терминов, содержащиеся в Законе от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе».
Определено в письме, что включают в себя расходы на:
- рекламные мероприятия через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные сети;
- световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- участие в выставках, ярмарках;
- изготовление рекламных брошюр, каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации;
- проведение рекламных игр в соответствии с законодательством о рекламе;
- иные расходы.
Организациям рекомендуется разработать локальный акт по документальному оформлению рекламных расходов.
Подробнее с письмом можно ознакомится на сайте МНС по ссылке: nalog.gov.by
6. Инвестиционный вычет и применение повышенных ставок: как правильно?
20.04.22 на сайте МНС размещено Письмо МНС от 20.04.2022 № 2-2-10/31901 «О применении инвестиционного вычета».
С 1 января 2022 года предельный размер инвестиционного вычета увеличен и составляет:
- по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, используемым в предпринимательской деятельности, стоимости вложений в их реконструкцию — не более 20 процентов первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию);
- по машинам и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию, по транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) и стоимости вложений в их реконструкцию — не более 40 процентов первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию).
Кроме того, с 1 января 2022 г. в целях применения инвестиционного вычета возведение последующих очередей строительства, пусковых комплексов относится к вложениям в реконструкцию.
Организации вправе применить в 2022 году инвестиционный вычет в увеличенных размерах (не более 20 и 40 процентов) по объектам основных средств (стоимости вложений в их реконструкцию), начало начисления амортизации по которым (увеличение в бухгалтерском учете первоначальной (переоцененной) стоимости которых) имеет место начиная с 1 января 2022 года. Соответственно, организации не вправе в соответствии с НК применить в 2022 году инвестиционный вычет в увеличенных размерах (т.е. в размерах, превышающих 15 и 30 процентов, установленных НК в редакции, действовавшей до 2022 года) по объектам основных средств (стоимости вложений в их реконструкцию), начало начисления амортизации по которым (увеличение в бухгалтерском учете первоначальной (переоцененной) стоимости которых) имело место до 1 января 2022 года.
В отношении увеличения первоначальной стоимости объектов основных средств, имевшей место при возведении последующих очередей строительства, пусковых комплексов, в результате возведения которых не создается новый объект основных средств, организации вправе применить в 2022 году инвестиционный вычет при условии, что увеличение в установленном законодательством порядке первоначальной (переоцененной) стоимости основных средств на стоимость возведенных последующих очередей строительства, пусковых комплексов, имеет место начиная с 1 января 2022 года. В случае, если увеличение первоначальной стоимости объектов основных средств при возведении последующих очередей строительства, пусковых комплексов, в результате возведения которых не создается новый объект основных средств, имело место до 1 января 2022 года, оснований для применения инвестиционного вычета к стоимости последующих очередей строительства, пусковых комплексов не имеется.
Подробнее с письмом можно ознакомиться на сайте МНС по ссылке: nalog.gov.by
7. О налогообложении доходов физических лиц, начисленных за день проведения республиканского субботника
Для применения освобождения от подоходного налога должны выполняться два условия:
- доходы работнику должны быть начислены за день проведения республиканского субботника;
- начисленные доходы должны быть перечислены нанимателем в установленном порядке.
Если денежные средства начислены работнику за обычный рабочий день или денежные средства не удерживались и не перечислялись нанимателем в установленном порядке в фонд республиканского субботника, то установленная пунктом 58 статьи 208 НК льгота по подоходному налогу не применяется.
Если работники организации не принимали участия в проведении республиканского субботника, но ими было принято решение о перечислении денежных средств в размере дневного заработка в фонд республиканского субботника и на основании заявлений работников данные денежные средства были удержаны из заработной платы работников и перечислены в установленном порядке в фонд республиканского субботника, то такие доходы также не освобождаются от уплаты подоходного налога.
Подробнее можно ознакомиться по ссылке: nalog.gov.by
8. НДС при реализации услуг электросвязи
1 мая 2022 года вступит в силу Указ Президента Республики Беларусь от 31.03.2022 № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее — Указ № 131) в соответствии с положениями подп. 4.2 п. 4 которого при реализации услуг передачи данных будет применяться ставка НДС в размере 26%.
Такая же ставка НДС будет применяться при увеличении налоговой базы при реализации услуг передачи данных, на суммы, указанные в п. 4, абз. 2 ч. 2 п. 8 и ч. 2 п. 9 статьи 120 НК.
Справочно: под услугами передачи данных понимаются услуги доступа в сеть Интернет, оказанные операторами электросвязи, а также услуги передачи данных, оказанные операторами сотовой подвижной электросвязи (подстрочное примечание к подп. 4.1 п. 4 Указа № 131).
Ставка НДС при реализации иных услуг электросвязи по прежнему будет составлять 25%.