Если организация по срокам уплаты налогов допустила недоимку – премии нет у директора, его заместителей и главного бухгалтера (замов)
С 28 октября 2020 г. вступил в силу и действует на сегодня Указ от 26.10.2020 N 381 «Об обеспечении расчетов с бюджетами» (далее — Указ № 381). В связи с возникающими не платежами в бюджет у субъектов хозяйствования необходимо обратить на него внимание.
Распространяется в том числе и на негосударственный бизнес
Подп. 1.1. п. 1 Указа № 381 предусматривает при несвоевременной уплате платежей в бюджет ограничения в начислении и выплате предусмотренных локальными правовыми актами, трудовыми договорами:
- премий;
- бонусов;
- вознаграждений за исполнение трудовых обязанностей.
Выше указанные ограничения распространяются на определенные категории работников юридического лица (его обособленного подразделения). К ним относятся:
- руководитель;
- главный бухгалтер;
- заместители руководителя;
- заместители главного бухгалтера.
Таким образом, ограничения, предусмотренные подп. 1.1 п. 1 Указа № 381, распространяются на руководителей, главных бухгалтеров организаций и на всех их заместителей независимо от того, замещают ли они отсутствующих руководителей или нет.
Справочно: Действие данного Указа не распространяется на руководителей и главных бухгалтеров (их заместителей), которым предоставлена отсрочка (рассрочка) погашения задолженности по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет фонда (при условии своевременной уплаты текущих платежей в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет фонда) в соответствии с решениями:
- Президента Республики Беларусь;
- областных, Минского городского, районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов;
- местных исполнительных и распорядительных органов.
Премии, бонусы, вознаграждения не начисляются и не выплачиваются:
- за календарные дни, в которых имелась задолженность по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет фонда;
- за месяцы, в которых допущена просроченная задолженность по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет фонда.
Под задолженностью по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет фонда понимаются:
- сумма не уплаченных в срок налогов, сборов (пошлин), штрафов, пеней, неналоговых и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в указанные бюджеты в соответствии с законодательством, в том числе платежей в счет погашения задолженности по бюджетным ссудам, бюджетным займам, обязательствам перед бюджетом по заключенным с банками договорам уступки требования, по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, начисленным процентам и пеням по ним;
- обязательства, возникшие в случае неисполнения пользователями внешних государственных займов и внешних займов, гарантированных Правительством Республики Беларусь, своих обязательств по исполнению платежей по погашению и обслуживанию таких займов.
Под просроченной задолженностью по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет фонда понимается задолженность, образовавшаяся в результате необеспечения уплаты соответствующих платежей начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения задолженности по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет фонда.
Пример
В организации в январе 2022 года возникла задолженность по НДС. Срок уплаты платежей в бюджет – 24.01.2022 (перенесен, так как 22 число выпало на выходной день). Задолженность погашена 04.02.2022 г.
В данном примере у организации возникла задолженность по платежам в бюджет с 25.01.2022, т.к. она обязана была оплатить их не позднее 24.01.2022 г. С 01.02.2022 эта задолженность считается уже просроченной.
Выплата премии руководителю и главному бухгалтеру (их заместителям) юрлица (его обособленного подразделения) должна была производиться следующим образом:
- за январь 2022 г. премия не выплачивается за календарные дни, в которых имелась задолженность по платежам в бюджет, то есть начиная с 25.01.2022,
- за февраль 2022 г. премия не должна выплачиваться, поскольку у организации на 01.02.2022 задолженность считается просроченной.
Под задолженностью считается так же сумма в 1 копейку, которая могла возникнуть в результате округлений и оплата даже . Поэтому руководителю или главного бухгалтеру или иному ответственному работнику необходимо после уплаты платежей перепроверить, как закрылась оплата.
В организациях, где расчетом заработной платы занимается работник, не пересекающийся с платежами по налогам, ему в обязанности следует вменить перед начислением премий указанным лицам уточнить имеется или возникала ли задолженность по налоговым платежам поскольку излишне начисленная премия не относится к счетным ошибкам и удержать ее с заработной платы будет нельзя.
Выплата премий руководителю, главному бухгалтеру и их заместителям при наличии задолженности по платежам в бюджет и ФСЗН является грубым нарушением трудовых обязанностей.
Еще один вопрос, который возникает из вышеназванного документа – а если премию выплатили при наличии задолженности, будет ли такая выплата участвовать в затратах для налога на прибыль?
В состав затрат по производству и реализации включаются расходы на оплату труда (любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах за исполнение трудовых обязанностей, в том числе все виды стимулирующих и компенсирующих выплат, в размерах и по основаниям, установленным законодательством о труде, соглашением, коллективным договором, иным локальным правовым актом, трудовым договором), трудовым договором), а также на выплату среднего заработка и выходных пособий, начисляемых в случаях, предусмотренных законодательством о труде, за исключением расходов, указанных в подп. 2.1 п. 2 статьи 171 НК, подп. 1.3 п. 1 статьи 173 НК (подп. 2.9. п. 2 ст. 170 НК).
Справочно: премия является одной из форм оплаты труда стимулирующего характера, то размер и условия выплаты премий устанавливаются трудовым договором, заключенным с работником, а также локальными правовыми актами (ст. 63 ТК).
К тому же, затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) законодательством (п.1 ст. 169 НК).
Исходя, из выше изложенного необоснованная выплата (не соответствующая законодательным актам) премии не учитывается при налогообложении прибыли.
Таким образом, сумма не уплаченных в срок налогов, сборов (пошлин), штрафов, пеней, неналоговых и иных обязательных платежей, лишает руководителя и главного бухгалтера (их заместителей) стимулирующих выплат в виде премий, бонусов и вознаграждений.
Обратите внимание на необходимость внести изменение в ваше действующее Положение по оплате труда и премировании.
У ВАС нет такого документа?
С удовольствие для Вас его разработаем. Условия по ссылке ниже