Налоги не заплатили вовремя – нет премии

  • Запись опубликована:19 апреля, 2022

Если организация по срокам уплаты налогов допустила недоимку – премии нет у директора, его заместителей и главного бухгалтера (замов)

С 28 октября 2020 г. вступил в силу и действует на сегодня Указ от 26.10.2020 N 381 «Об обеспечении расчетов с бюджетами» (далее — Указ № 381). В связи с возникающими не платежами в бюджет у субъектов хозяйствования необходимо обратить на него внимание.

Распространяется в том числе и на негосударственный бизнес

Подп. 1.1. п. 1 Указа № 381 предусматривает при несвоевременной уплате платежей в бюджет ограничения в начислении и выплате предусмотренных локальными правовыми актами, трудовыми договорами:

  • премий;
  • бонусов;
  • вознаграждений за исполнение трудовых обязанностей.

Выше указанные ограничения распространяются на определенные категории работников юридического лица (его обособленного подразделения). К ним относятся:

  • руководитель;
  • главный бухгалтер;
  • заместители руководителя;
  • заместители главного бухгалтера.

Таким образом,  ограничения, предусмотренные подп. 1.1 п. 1 Указа № 381, распространяются на руководителей, главных бухгалтеров организаций и на всех их заместителей независимо от того, замещают ли они отсутствующих руководителей или нет.

Справочно:  Действие данного Указа не распространяется на руководителей и главных бухгалтеров (их заместителей), которым предоставлена отсрочка (рассрочка) погашения задолженности по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет фонда (при условии своевременной уплаты текущих платежей в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет фонда) в соответствии с решениями:

  1. Президента Республики Беларусь;
  2. областных, Минского городского, районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов;
  3. местных исполнительных и распорядительных органов.

Премии, бонусы, вознаграждения не начисляются и не выплачиваются:

  1. за календарные дни, в которых имелась задолженность по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет фонда;
  2. за месяцы, в которых допущена просроченная задолженность по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет фонда.

Под задолженностью по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет фонда понимаются:

  • сумма не уплаченных в срок налогов, сборов (пошлин), штрафов, пеней, неналоговых и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в указанные бюджеты в соответствии с законодательством, в том числе платежей в счет погашения задолженности по бюджетным ссудам, бюджетным займам, обязательствам перед бюджетом по заключенным с банками договорам уступки требования, по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, начисленным процентам и пеням по ним;
  • обязательства, возникшие в случае неисполнения пользователями внешних государственных займов и внешних займов, гарантированных Правительством Республики Беларусь, своих обязательств по исполнению платежей по погашению и обслуживанию таких займов.

Под просроченной задолженностью по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет фонда понимается задолженность, образовавшаяся в результате необеспечения уплаты соответствующих платежей начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения задолженности по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет фонда.

Пример

В организации в январе  2022 года  возникла задолженность по НДС. Срок уплаты платежей в бюджет – 24.01.2022 (перенесен, так как 22 число выпало на выходной день). Задолженность погашена 04.02.2022 г.

В данном примере у организации возникла задолженность по платежам в бюджет с 25.01.2022, т.к. она обязана была оплатить их не позднее 24.01.2022 г. С 01.02.2022 эта задолженность считается уже просроченной.

Выплата премии руководителю и главному бухгалтеру (их заместителям) юрлица (его обособленного подразделения)  должна была  производиться  следующим образом:

  •  за январь 2022 г. премия не выплачивается за календарные дни, в которых имелась задолженность по платежам в бюджет, то есть начиная с 25.01.2022,
  •  за февраль 2022 г. премия не должна выплачиваться, поскольку у организации на 01.02.2022 задолженность считается просроченной.

Под задолженностью считается так же сумма в 1 копейку, которая могла возникнуть в результате округлений и оплата даже . Поэтому руководителю или главного бухгалтеру или иному ответственному работнику необходимо после уплаты платежей перепроверить, как закрылась оплата.

В организациях, где расчетом заработной платы занимается работник, не пересекающийся с платежами по налогам, ему в обязанности следует вменить перед начислением премий указанным лицам уточнить имеется или возникала ли задолженность по налоговым платежам поскольку излишне начисленная премия не относится к счетным ошибкам и удержать ее с заработной платы будет нельзя.

Выплата премий руководителю, главному бухгалтеру и их заместителям при наличии задолженности по платежам в бюджет и ФСЗН является грубым нарушением трудовых обязанностей.

Еще один вопрос, который возникает из вышеназванного документа – а если премию выплатили при наличии задолженности, будет ли такая выплата участвовать в затратах для налога на прибыль?

В состав затрат по производству и реализации включаются расходы на оплату труда (любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах за исполнение трудовых обязанностей, в том числе все виды стимулирующих и компенсирующих выплат, в размерах и по основаниям, установленным законодательством о труде, соглашением, коллективным договором, иным локальным правовым актом, трудовым договором), трудовым договором), а также на выплату среднего заработка и выходных пособий, начисляемых в случаях, предусмотренных законодательством о труде, за исключением расходов, указанных в подп. 2.1 п. 2 статьи 171 НК, подп. 1.3 п. 1 статьи 173 НК (подп. 2.9. п. 2 ст. 170 НК).

Справочно: премия является одной из форм оплаты труда стимулирующего характера, то размер и условия выплаты премий устанавливаются трудовым договором, заключенным с работником, а также локальными правовыми актами (ст. 63 ТК).

К тому же, затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) законодательством (п.1 ст. 169 НК).

Исходя, из выше изложенного необоснованная выплата (не соответствующая законодательным актам) премии не учитывается при налогообложении прибыли.

Таким образом, сумма не уплаченных в срок налогов, сборов (пошлин), штрафов, пеней, неналоговых и иных обязательных платежей, лишает руководителя и главного бухгалтера (их заместителей) стимулирующих выплат в виде премий, бонусов и вознаграждений.

Обратите внимание на необходимость внести изменение в ваше действующее Положение по оплате труда и премировании.

У ВАС нет такого документа?

С удовольствие для Вас его разработаем. Условия по ссылке ниже

Slide
Тот, кто подписан на нашу рассылку, прочитал эту статью первым!
Что такое рассылка от ООО «БелАудитАльянс»?
Помощь нашего консультационного центра
Рубрика вопрос/ответ
Новости законодательства
с комментариями
Авторские статьи
от директора нашей компании
Статьи из практики налоговых проверок
Специальные условия участия в мероприятиях от нашей компании
Всё о налогах для ИП
Telegram-канал для Индивидуальных предпринимателей Беларуси
Полезная информация по вопросам налогообложения ИП, разъяснения налоговых органов, статьи и новости на темы налогов, шаблоны и образцы документов - всё то, что будет вам необходимо для самостоятельного расчета налогов в 2023 году.
Оставьте оценку этой статье
[Общий: 0 В среднем: 0]