Slide

Семинар
27 октября 2022

Налоговая безопасность бизнеса-2022

совместно с адвокатом Елизаветой Ярмош

Новости законодательства на 1 марта 2022 года

  • Запись опубликована:1 марта, 2022

1. Деление отпуска на части

По разъяснениям Минтруда и соцзащиты трудовой отпуск по договоренности между работником и нанимателем может быть разделен на две части, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением (ч.1 ст.174 ТК). При этом одна часть отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.

Разделить трудовой отпуск более чем на две части возможно, только если это предусмотрено в коллективном договоре, соглашении.

При этом следует обратить внимание, что регулирование вопроса о разделении трудового отпуска на более чем две части в трудовом договоре или ином локальном правовом акте не предусмотрено.

2. Расширен перечень возможностей налоговых органов для принудительного исполнения налогового обязательства, взыскание пеней

Инспекция МНС по Брестской области в связи с вступлением в силу 1 января 2022 г. Закона Республики Беларусь № 141-З от 31.12.2021 «Об изменении законов по вопросам налогообложения» обращает внимание на изменение предусмотренного главой 7 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) порядка взыскания налога, сбора (пошлины), пеней (далее – взыскание налогов).

С 01.01.2022 взыскание налогов с индивидуальных предпринимателей (далее – ИП) производится в порядке, предусмотренном для организаций: взыскание денежных средств с должника и его дебиторов осуществляется в бесспорном порядке, другого имущества – на основании решения суда (ч. 2 п. 1 ст. 61 НК). Ранее взыскание налогов с ИП налоговыми органами производилось на основании исполнительной надписи нотариуса или решения суда о взыскании с него налога, сбора (пошлины), пеней.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 61 НК налоговые органы имеют право взыскивать налоги, пени с организаций и ИП в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительным производстве, на основании решения налогового органа о взыскании налогов, сборов (пошлин) (далее – решение). Таким образом, в случае возбуждения органами принудительно исполнения исполнительных производств, на основании направленных налоговыми органами решений, взыскание задолженности осуществляется органами принудительного исполнения.

Подробнее можно ознакомиться по ссылке: nalog.gov.by

3. Обязанность указывать в товарно-сопроводительных документах сведения, связанные с установлением регулируемых цен

Принято постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 8 февраля 2022 г. № 13 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 августа 2021 г. № 55», которое предусматривает внесение изменений в Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов).

Согласно постановлению определены сведения, связанные с установлением регулируемых цен на товары, которые указываются в товарно-транспортных накладных и товарных накладных производителями (импортерами), юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую торговлю этими товарами.

К обязательным для указания сведениям относятся: отпускная цена производителя (импортера), вид скидки (с отпускной цены, оптовая), оптовая надбавка и иная информация о структуре цены.

Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Подробнее можно ознакомиться по ссылке: mart.gov.by

4. Формы заявления и справок МНС

Внесены изменения в отдельные формы документов, установленные в приложениях к постановлению «Об осуществлении налоговыми органами административных процедур и установлении форм документов» № 14 :

  • с 24 февраля 2022 г. в новой редакции действуют приложения 10-12, 26, 27, 346, 349;
  • с 27 марта 2022 г. вступит в силу новая редакция приложения 2;
  • с 1 июля 2022 г. обновится приложение 29.

5. О порядке указания физическими лицами сведений о документе, удостоверяющем личность, при представлении ими в налоговые органы документов

На сайте МНС опубликовано Письмо МНС от 16.02.2022 № 3-2-7/00387 (извлечение). Согласно данного письма с 1 сентября 2021 года на территории Республики Беларусь введены в действие биометрические документы, удостоверяющие личность, содержащие биометрические и иные персональные данные владельца документа, в частности, идентификационная карта гражданина Республики Беларусь.

На лицевой стороне идентификационной карты расположены в том числе сведения об идентификационном номере, фамилии, имени, отчестве, дате рождения гражданина, а также номере идентификационной карты.

Оборотная сторона идентификационной карты содержит, в частности, сведения о дате выдачи идентификационной карты и коде органа, выдавшего документ.
При этом цифровые коды органов внутренних дел для их использования в документах, удостоверяющих личность, присвоены приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 19 июля 2019 г. № 198 «О присвоении органам внутренних дел цифровых кодов».

В связи с чем, уточнить информацию о наименовании органа внутренних дел, выдавшего документ, удостоверяющий личность, можно на официальном сайте Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Указание гражданином Республики Беларусь в представляемых документах вместо наименования органа, выдавшего идентификационную карту, его кода не является основанием для отказа в принятии документа либо возврата такого документа на доработку.

Подробнее с письмом можно ознакомиться по ссылке: nalog.gov.by

6. Исчисления в бюджет части прибыли (дохода) по Указу № 637

На сайте МНС опубликовано Письмо МНС Республики Беларусь от 02.02.2022 № 2-2-11/00294, касающееся уплаты хозобществами части прибыли в бюджет. Данное письмо подготовлено в форме вопрос-ответ.

1. Подлежит ли исчислению и уплате в бюджет часть прибыли (дохода) хозяйственного общества с долей государства в уставном фонде менее 50 %?

При принятии общим собранием акционеров хозяйственного общества, в уставном фонде которого доля государства составляет менее 50 %, решения о начислении и выплате дивидендов в соответствии с Указом № 637 такое хозяйственное общество производит их начисление и выплату в порядке, установленном Указом № 637.

2. Подлежит ли исчислению и уплате в бюджет часть прибыли (дохода) акционерного общества с долей государства в уставном фонде более 50 % в соответствии с Указом № 637 в случаях, установленных частью пятой статьи 72 Закона о хозяйственных обществах, в которых акционерное общество не вправе принимать решение об объявлении и выплате дивидендов?

Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 637 установлено, что подлежит перечислению в бюджет часть прибыли (дохода) хозяйственными обществами, в отношении которых Республика Беларусь и (или) административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, за исключением случаев, установленных законодательными актами, от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) пропорционально долям Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в их уставных фондах.

Указ № 637 учитывает нормы статьи 72 Закона о хозяйственных обществах и общее собрание участников хозяйственного общества вправе принять решение не начислять и не выплачивать дивиденды в случаях, установленных частью пятой статьи 72 Закона о хозяйственных обществах.

3. Указом № 637 установлены следующие ставки для исчисления части прибыли (дохода):

  • 5 % – для унитарных предприятий, государственных объединений и хозяйственных обществ, основными видами деятельности которых являются растениеводство, животноводство, растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство), рыболовство и рыбоводство (далее – сельскохозяйственные организации);
  • 20 % – для иных унитарных предприятий, государственных объединений и хозяйственных обществ (далее – иные организации).

В каком порядке необходимо определять основной вид экономической деятельности для отнесения организации, имеющей в своем составе филиалы и осуществляющей несколько видов деятельности, к сельскохозяйственным организациям в целях исчисления части прибыли (дохода)?

Для определения основного вида деятельности организации следует руководствоваться методикой, установленной общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85 (далее – ОКРБ 005-2011), а также Указаниями по определению основного вида деятельности организаций на основе общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» для формирования официальной статистической информации органами государственной статистики», утвержденными приказом Национального статистического комитета Республики Беларусь от 30 ноября 2012 г. № 289 (далее – Указания № 289).

В частности, пунктом 2 ОКРБ 005-2011 и пунктом 7 Указаний № 289 установлено, что основным видом деятельности является вид деятельности, который создает наибольшую часть общей добавленной стоимости данной организации.

Основной вид деятельности определяется по нисходящему методу (приведен подп. 4.4 п. 4 ОКРБ 005-2011) и необязательно создает 50 % или более общей добавленной стоимости организации.

При этом согласно пункту 14 Указаний № 289 критерием, используемым для расчета основного вида деятельности для коммерческих организаций (кроме организаций, классифицируемых в секции K «Финансовая и страховая деятельность»), является объем производства продукции (работ, услуг) (по видам деятельности, относящимся к торговле, – валовой доход).

4. Республиканское унитарное производственное предприятие в 2020 г. применяло порядок отражения в бухгалтерском учете разниц, образующихся при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь (далее – курсовые разницы), в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 12 мая 2020 г. № 159«О пересчете стоимости активов и обязательств». Данные курсовые разницы в бухгалтерском учете в 2020 г. отнесены на доходы (расходы) будущих периодов и в 2021 г. списаны на доходы (расходы) по финансовой деятельности.

В налоговом учете в 2020 г. указанные курсовые разницы включены в состав внереализационных доходов (внереализационных расходов) в соответствии со статьями 174 и 175 Налогового кодекса Республики Беларусь в полном объеме.

Необходимо ли отражать такие курсовые разницы по строке 4 расчета части прибыли (дохода) унитарного предприятия, государственного объединения, хозяйственного общества, за исключением страховых организаций и банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, подлежащей перечислению в бюджет (далее – Расчет), форма которого установлена согласно приложению 1 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 5 февраля 2013 г. № 7?

По строке 4 Расчета отражаются доходы по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, не включаемые для целей налогообложения в состав внереализационных доходов (за исключением дивидендов, полученных от белорусских организаций), за вычетом расходов по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, не учитываемых при налогообложении.

Курсовые разницы, отраженные в 2020 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2020 г. № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств» на счетах 97 «Расходы будущих периодов» и 98 «Доходы будущих периодов» и не списанные с этих счетов на счет 91 «Прочие доходы и расходы» в 2020 г., формируют налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в 2020 г., а в бухгалтерском учете будут включены в доходы и расходы по финансовой деятельности в 2021 г.

Соответственно в строке 4 Расчета такие курсовые разницы не отражаются. Они будут включены в базу для расчета части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет, по мере их отражения в бухгалтерском учете в составе доходов и расходов по финансовой деятельности.

Подробнее с письмом за 7.02. 2022 можно ознакомиться по ссылке: nalog.gov.by

7. Изменение в исполнительном производстве

Постановление Минюста Республики Беларусь от 08.02.2022 № 16 (рег. № 8/37614 от 11.02.2022) внесены изменения в Инструкцию по исполнительному производству, утв. постановлением Минюста Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67. Согласно внесенных изменений закреплен порядок взыскания задолженности по исполнительным документам, по которым актами законодательства должнику предоставлена рассрочка исполнения. Исполнительное производство можно будет возбуждать только на ту сумму задолженности, срок уплаты которой уже наступил.

8. Форма книги учета доходов и расходов для УСН

Постановлением МНС, Минфина, Минтруда и соцзащиты, Белстата от 02.02.2022 № 4/7/7/4 внесены изменения в постановление от 09.01.2019 № 4/1/1/1. Согласно внесенных изменений разд.II «Учет обязательств налоговым агентом» книги дополнен двумя пунктами в табличной форме «Учет выплаченных доходов и перечисленных в бюджет сумм подоходного налога с физических лиц» и «Учет начисленных и выплаченных доходов в виде дивидендов и доходов, приравненных к дивидендам, и сумм подоходного налога с физических лиц, подлежащих перечислению в бюджет с фактически выплаченных таких доходов».

Изменения также внесены и в инструкцию по заполнению книги.

Изменения вступили в силу с 24.02.2022 г.

Консультационный центр ООО “БелАудитАльянс”

Slide
Тот, кто подписан на нашу рассылку, прочитал эту статью первым!
Что такое рассылка от ООО «БелАудитАльянс»?
Помощь нашего консультационного центра
Рубрика вопрос/ответ
Новости законодательства
с комментариями
Авторские статьи
от директора нашей компании
Статьи из практики налоговых проверок
Специальные условия участия в мероприятиях от нашей компании
Всё о налогах для ИП
Telegram-канал для Индивидуальных предпринимателей Беларуси
Полезная информация по вопросам налогообложения ИП, разъяснения налоговых органов, статьи и новости на темы налогов, шаблоны и образцы документов - всё то, что будет вам необходимо для самостоятельного расчета налогов в 2022 году.
Оставьте оценку этой статье
[Общий: 0 В среднем: 0]