В соответствии с подп. 1.4.2 п. 1 ст. 22 НК с 1 января 2021 г. появилась обязанность субъектов хозяйствования не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, предоставлять в налоговые органы по месту постановки на учет, помимо годовой индивидуальной отчетности, положение об учетной политики на текущий налоговый период. Не смотря на введенную норму в ходе аудиторских проверок, выявляются типичные ошибки при составлении учетной политики.
Ошибка № 1
Отсутствие разработанных ПУД
В аудируемом периоде организация оказывает услуги. В бухгалтерском учете выручка отражена на основании актов сдачи-приемки оказанных услуг. При этом, у организации отсутствует перечень документов, разработанных самостоятельно и закрепленных учетной политикой.
Требования законодательства
Согласно п. 1 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закона № 57-З) каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.
Первичным учетным документом является документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета.
Перечень первичных учетных документов, обязательных к применению и утверждаемых уполномоченными государственными органами, установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360.
Данная форма документа в указанном перечне отсутствует. Соответственно, акт приема-сдачи оказанных услуг и иных документов, формы документов которых не утверждены законодательно организация должна разработать самостоятельно и утвердить в своей учетной политике (абз. 4 п. 4 ст. 9 Закона № 57-З).
Ошибка № 2
Резерв по сомнительным долгам в целях бухгалтерского учета
В учетной политике организаций:
- Отражена запись — резервы по сомнительным долгам не создаются
- Запись о создании резервов по сомнительным долгам не предусмотрена.
Требования нормативных актов
Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 г. № 102 (далее – Инструкция № 102) установлено, что периодичность создания резервов по сомнительным долгам, применяемые способы определения резерва по сомнительным долгам закрепляются в учетной политике организации.
В соответствии с п. 42 Инструкции № 102 сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, возникшая в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, которая не погашена в срок, установленный договором или законодательством (если срок не установлен — в течение 12 месяцев с даты возникновения дебиторской задолженности), и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Для организаций, признающих выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг, другие доходы по методу начисления, создание резерва по сомнительным долгам на конец отчетного года является обязательным.
П. 43 Инструкции № 102 установлено, что периодичность создания резервов по сомнительным долгам закрепляется в учетной политике организации.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Резерв следует формировать после того, как будет проведена сверка и инвентаризация расчетов с дебиторами. Начисление резерва целесообразно проводить как минимум один раз в квартал на последнее число отчетного (налогового) периода.
Решение о создании резерва принимается, если для этого есть основание — наличие сомнительного долга. В учетной политике необходимо закрепить периодичность создания резервов по сомнительным долгам (п. 43 Инструкции № 102), а также раскрыть применяемые способы их определения (п. 45 Инструкции № 102).
Справочно
В п. 44 Инструкции № 102 предлагается три способа расчета величины резервов по сомнительным долгам.
Не закрепленная периодичность создания резерва по сомнительным долгам (п. 43 Инструкции № 102), не раскрытие применяемых способов их определения (п. 45 Инструкции № 102) является не соблюдением порядка, установленного Инструкцией 102.
Ошибка № 3
Аналитический учет объектов основных средств
В учетной политике проверяемой организации не указан способ организации аналитического учета по инвентарным объектам основных средств, и не утверждена форма инвентарной карточки или иной регистр аналитического учета.
Требования законодательства
Аналитический учет основных средств по инвентарным объектам ведется в инвентарных карточках учета основных средств или в иных регистрах аналитического учета (п. 7 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26).
Форма инвентарной карточки аналитического учета объектов основных средств в законодательном порядке не установлена, а также не определен и перечень сведений, которые должны быть указаны в ней. Соответственно организации следует определиться с видом регистра аналитического учета и разработать его форму самостоятельно с учетом профессионального суждения главного бухгалтера и закрепить ее применение в учетной политике (абз. 16 ст. 1, абз. 4 п. 4 ст. 9, п. 2 — 4 ст. 10 Закона № 57-З, Перечень первичных учетных документов, утв. постановлением Совмина от 24.03.2011 № 360).
Ошибка № 4
Порядок учета безвозмездно полученных ТМЦ
В учетной политике организации не закреплен порядок бухгалтерского учета безвозмездно получаемых ТМЦ (счет 10 «Материалы»). В бухгалтерском учете безвозмездно полученные ТМЦ отражены с использованием счета 90-70.
Требования законодательства
Согласно абз. 3 ч. 1 п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, утвержденной постановлением Минфина от 31.10.2011 № 112, коммерческими организациями получение безвозмездной помощи отражается в бухгалтерском учете при безвозмездном получении запасов: по дебету счета 10 «Материалы» и других счетов учета запасов и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» или счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности»).
Учтенная в составе доходов будущих периодов безвозмездная помощь, полученная в виде запасов, отражается по дебету счета 98 «Доходы будущих периодов» и кредиту счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности») на фактическую себестоимость использованных запасов на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг (ч. 3 п. 4 Инструкции № 112).
Ошибка № 5
Замер топлива в баке
Организацией в учетной политике не установлен применяемый способ замера остатка автомобильного топлива в баках транспортных средств и периодичность замеров.
Требования законодательства
Порядок замера остатков топлива в баках законодательством не установлен. Если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством (п. 5 ст. 9 Закона № 57-З).
Таким образом, способ измерения остатков топлива в баках транспортных средств организация должна определить самостоятельно и отразить его в учетной политике.
Справочно
Замер можно производить:
- С помощью металлической рейки или метрштоков (щупов)
- Путем заполнения бака до полного объема, т.к., зная объем бака и количество топлива, заправленного в бак при контрольной проверке, можно вывести фактический остаток топлива, имевшийся в баке. Однако, данный метод применим у организаций у которых АЗС
- Путем слива топлива в мерную емкость и измерения его остатка. Метод порционного слива топлива достаточно трудоемкий и носит больше теоретический характер и др.