Внимание – оффшорный сбор!

  • Запись опубликована:5 августа, 2021

Субъекты хозяйствования могут являться плательщиками оффшорного сбора: иногда это очевидный факт, а иногда организации и ИП забывают про уплату данного сбора. В зоне «риска» находятся организации, которые в  условиях Covid -19 начали более активно пользоваться интернет-площадками, и в других ситуациях. Вместе с тем такая невнимательность или забывчивость оборачивается несвоевременной подачей  деклараций, неуплатой сбора, штрафными санкциями и пеней.  Рассмотрим на примерах типичные ошибки, встречающиеся на практике.


Ошибка № 1 Неуплата оффшорного сбора при наличии объекта

Пример (перечисление денежных средств контрагенту из перечня оффшорных зон)

Белорусской организацией заключен договор на оказание услуг российской организацией. По договору перечисление денежных средств производится резиденту Доминиканской Республики.

Доминиканская Республика  включена в перечень оффшорных зон. Поэтому перед перечислением денежных средств следует исчислить и уплатить в бюджет оффшорный сбор в размере 15 % от суммы перечисления.

Справочно: объектами налогообложения оффшорным сбором являются, в том числе, и перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне.

Ошибки у организаций и ИП на практике минимальны, когда субъект хозяйствования имеет заключенный договор с организацией с оффшорной зоны и контрагентом  удерживается часть вознаграждения, причитающегося белорусскому субъекту в счет оказания посреднических услуг.

Пример  (платежи через платежные системы)

Белорусская организация решила воспользоваться услугами иностранной компании Payoneer Inc.. Согласно условий пользования Payoneer Inc., при использовании услуг компании пользователь соглашается оплатить все цены и сборы, дальнейшее использование услуг. Платежи, причитающиеся к уплате, вычитаются из баланса пользователя услугами Payoneer.

В рассмотренном примере  имеет место перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне Штат Делавэр (Соединенные Штаты Америки), то есть организации следует исчислить и перечислить в бюджет оффшорный сбор.

Пример  (использование публичного договора  по интернет-площадкам)

Белорусская  организация размещает свой продукт, например, в  мобильном приложении на основании публичного договора.

Собственником  платформы является иностранный контрагент, который выступает как агент за определенное комиссионное вознаграждение от стоимости приложения. Данный продукт был реализован физическому лицу «А», находящемуся в стране, дистрибьютором в которой является субъект, зарегистрированный в оффшорной зоне.

Так как агентский договор заключен с организацией, зарегистрированной в оффшорной зоне, то у белорусской организации возникает обязанность уплаты оффшорного сбора с размера вознаграждения данному представителя головной организации.

Чаще всего возникают ошибки, когда организация решает воспользоваться публичным договором, из которой не всегда ясно кто вторая сторона по договору (например, при работе через интернет-площадки договор может быть заключен не с головной организацией, а с его представителем, что не всегда понятно из-за отсылочных норм).

Пример  (оплата платного сервиса ZOOM)

Организация оплачивает платный сервис ZOOM:

  • на счет, открытый в оффшорной зоне, например, штат Делавэр, США.,
  • на счет по местонахождению центрального офиса в Штат Калифорния, США

В 2 вариантах организация посчитала, что объект для исчисления оффшорного сбора отсутствует.

В рассмотренной ситуации следует учесть, что при оплате платного сервиса ZOOM  следует учесть, что Штат Калифорния, США, где находится штаб-квартира компании ZOOM, отсутствует в утвержденном  перечне оффшорных зон, но  если платеж зачисляется на счет, открытый в оффшорной зоне, например, штат Делавэр, США, то у субъекта хозяйствования возникает обязательство по уплате оффшорного сбора.

Пример   (приобретение услуг через сотрудников)

Организация возмещает работнику расходы (по производственной деятельности) на основании авансового отчета. Оффшорный сбор субъект хозяйствования не уплачивает, мотивируя тем, что данные расходы понес работник, а не организация, а плательщиками оффшорного сбора является организация.

По нашему мнению, здесь имеют место расходы, понесенные работником в интересах организации, и организация является плательщиком оффшорного сбора.


Ошибка № 2 Не исчисление оффшорного сбора при  перечисление денежных средств в рамках одного юридического лица

Пример   (перечисление в рамках одного юрлица)

Организацией открыты текущий (расчетный) счет в белорусском банке и расчетные счета в банке в оффшорной зоне. Организация осуществляет перечисление денежных средств в рамках одного юридического лица с текущего (расчетного) счета в белорусском банке на свой счет, открытый в оффшорной зоне, и не производит исчисление оффшорного сбора.

Организация  в рассмотренном примере  допускает ошибку,  поскольку согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 263 НК объектом налогообложения оффшорным сбором является перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусь:

  • нерезиденту РБ, зарегистрированному в оффшорной зоне;
  • иному лицу по обязательству перед нерезидентом РБ, зарегистрированным в оффшорной зоне;
  • на счет, открытый в оффшорной зоне.

Под перечислением денежных средств понимается их выплата с использованием любой формы расчетов, т.е. указанным конкретизировано, что объект налогообложения оффшорным сбором возникает при перечислении денежных средств независимо от используемой формы расчетов (наличной, безналичной, с использованием корпоративных банковских платежных карточек) (п. 4 ст. 263 НК).

Исходя из выше изложенного,  при перечислении денежных средств с текущего (расчетного) счета, открытого в белорусском банке, на свой счет, открытый в оффшорной зоне, у белорусской организации возникает объект налогообложения оффшорным сбором.


Ошибка № 3 Ошибочное исчисление оффшорного сбора

Пример (займ от нерезидента)

Организация получила заем от нерезидента, находящегося в оффшорной зоне. Заемщик согласно договору выплачивает займодавцу проценты за пользования займом и возвращает займ по срокам согласно заключенного договора.  Организация исчисляет, уплачивает и подает расчет в налоговую инспекцию по оффшорному сбору.

Освобождается от обложения оффшорным сбором перечисление денежных средств в целях возврата плательщиками денежных средств, полученных от нерезидентов Республики Беларусь в качестве кредитов и займов, процентов за пользование ими, а также ранее полученных от нерезидентов Республики Беларусь денежных средств по иным основаниям в соответствии с законодательством Республики Беларусь или договором (подп. 1.2 п. 1 ст. 264 НК).

В рассмотренной ситуации организация ошибочно исчислило оффшорный сбор.

На практике часто приходится сталкиваться с мнением, что переплатили это лучше, чем не доплатили. Но переплата одного налога (сбора) в тех случаях, когда  сумма  переплаченного налога (сбора) включается в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли ведет к недоплате налога на прибыль, пени.

К тому же, согласно п. 1.1. Указа «Об обеспечении расчетов с бюджетом» №381 от 26.10.2020 начисление и выплата предусмотренных локальными правовыми актами, трудовыми договорами премий, бонусов, вознаграждений за исполнение трудовых обязанностей руководителю и главному бухгалтеру (их заместителям) юридического лица (его обособленного подразделения) не производится за календарные дни, в которых имелась задолженность по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет фонда, а так же за месяцы, в которых допущена просроченная задолженность по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет фонда.


Ошибка № 4 Не представление расчета резидентом ПВТ в налоговую инспекцию

Пример  (оплата за рекламные услуги, выплата дивидендов)

Организация   ПВТ оплатила  в мае 2021 года рекламные услуги компании, выплатила дивиденды собственнику, находящемуся в оффшорной зоне. Сбор не уплачен и расчет в налоговые органы не предоставлен.

В рассмотренном примере Резиденты Парка высоких технологий в соответствии с п. 27 Положения к Декрету от 22.09.2005 N 12 «О Парке высоких технологий» освобождаются от оффшорного сбора в отношении объектов обложения оффшорным сбором при расчетах за:

  • рекламные,
  • маркетинговые,
  • посреднические услуги,
  • при выплате (передаче) дивидендов их учредителям (участникам), части прибыли, начисленной собственнику их имущества.

В то же время освобождение от оффшорного сбора не тождественно понятию отсутствие объекта. Поэтому организации следовало предоставить в налоговую инспекцию налоговую декларацию (расчет) по оффшорному сбору.

В  налоговой декларации (расчете) по оффшорному сбору резиденту ПВТ следует заполнить приложение «Сведения о размере и составе использованных льгот».

Рекомендации по минимизации ошибок по уплате оффшорного сбора:

  1. Внимательно изучить договор с нерезидентом на предмет наличия контрагента в перечне оффшорных зон

Справочно: Перечень оффшорных зон – государств (территорий) установлен в  Указе Президента от 25.05.2006 № 353 «Об утверждении перечня оффшорных зон»: Княжество Андорра, Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских Островов, Барбадос, Белиз, Бруней-Даруссалам, Республика Вануату, Ангилья, Бермудские Острова, Британские Виргинские Острова, Монтсеррат, Гибралтар, Британская территория в Индийском океане (Островаагос), Южная Георгия и Южные Сандвичевы Острова, Теркс и Кайкос, Острова Кайман, Гренада, Республика Джибути, Доминиканская Республика, Макао (Аомэнь, Китайская Народная Республика), Республика Коста-Рика, Острова Кука (Новая Зеландия), Ниуэ (Новая Зеландия), Республика Либерия, Княжество Лихтенштейн, Республика Маврикий, Остров Лабуан (Малайзия), Мальдивская Республика, Республика Маршалловы Острова, Республика Науру, Республика Панама, Остров Мадейра (Португальская Республика), Княжество Монако, Независимое Государство Самоа, Республика Сейшельские Острова, Федерация Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Королевство Тонга, Виргинские Острова (Соединенные Штаты Америки), Пуэрто-Рико (Соединенные Штаты Америки), Штат Вайоминг (Соединенные Штаты Америки), Штат Делавэр (Соединенные Штаты Америки), Остров Кергелен, Французская Полинезия, Республика Островов Фиджи, Ямайка, Республика Черногория, Аруба, Кюрасао, Острова Бонайре, Саба, Синт-Эстатиус, Синт-Мартен.

  1. При перечислении денежных средств по публичному договору распечатать данный договор и ознакомиться с ним так же детально, как с любым иным договором
  2. Периодически отслеживать местонахождение иностранных компаний (в некоторых случаях компании мобильны и если первоначально она не входила в перечень оффшорных зон, «завтра» она может туда попасть)
  3. Внимательно изучить отсылочные нормы в договоре
  4. Обратить внимание, на какой счет перечисляется оплата
  5. Назначить ответственное в организации лицо за перечисление оффшорного сбора. Не обязательно им может быть и бухгалтер, возможно и иной сотрудник, например, который осуществляет платежи или ответственное лицо по договору, которое оформляет платеж по основному договору и должно одновременно сделать платеж по оффшорному сбору.

Справочно: назначить ответственное лицо можно приказом руководителя или включить в документооборот организации порядок «движения» документов при наличии объектов по оффшорному сбору.

 

С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»

Slide
Тот, кто подписан на нашу рассылку, прочитал эту статью первым!
Что такое рассылка от ООО «БелАудитАльянс»?
помощь нашего консультационного центра;
рубрика вопрос/ответ;
новости законодательства
с комментариями;
авторские статьи
от директора нашей компании;
статьи из практики налоговых проверок;
специальные условия участия в мероприятиях от нашей компании.
Оставьте оценку этой статье
[Общий: 0 В среднем: 0]