Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

ИЮЛЬ

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2020 № 440 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 6 февраля 2020 г. № 40»

Правительство во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 6 февраля 2020 г. № 40 «О топливных картах» постановлением № 440 установило, что:

  • регистрация резидента в качестве эмитента топливных карт осуществляется концерном «Белнефтехим» и (или) Минтрансом по заявлению о регистрации резидента в качестве эмитента топливных карт резидентом:
  • осуществляющим деятельность по оптовой торговле нефтепродуктами и (или) розничной торговле нефтепродуктами, – в концерн «Белнефтехим»;
  • осуществляющим деятельность по взиманию платы за проезд по платным автомобильным дорогам, – в Минтранс;
  • осуществляющим деятельность по оптовой торговле нефтепродуктами и (или) розничной торговле нефтепродуктами и деятельность по взиманию платы за проезд
  • по платным автомобильным дорогам, – в концерн «Белнефтехим» либо в Минтранс по усмотрению резидента.

По указу № 40 вправе выпускать топливные карты резиденты Республики Беларусь при соблюдении условий:

— осуществление деятельности по оптовой торговле нефтепродуктами, и (или) розничной торговле нефтепродуктами, и (или) взиманию платы за проезд по платным автомобильным дорогам;

— регистрация резидента в качестве эмитента топливных карт на территории Республики Беларусь.

Выпуск топливных карт без одновременного соблюдения вышеуказанных условий является незаконным.

Письмо Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17.07.2020 № 5-1-26/68 № 2-2-10/01514 «О расходах на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий»

— в дополнение к ранее данным разъяснениям по этому вопросу Минфин и МНС информируют:

кроме ранее указанных расходов на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий, включаются в состав внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль расходы на маски не только медицинские, повязки, респираторы и т.п; использование одноразовых перчаток работниками, посетителями и покупателями в торговых и иных объектах.

Кроме того, включаются во внеррасходы затраты на санэпидеммероприятия в рамках планов местных исполкомов.

Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 19.06.2020 № 2-2-10/01295 «О неначислении амортизации»

— МНС разъяснило:

постановлением Совмина от 15.04.2020 № 229 установлено, что организации ииндивидуальные предприниматели вправе принять решение оненачислении амортизации с1января по31декабря 2020г. повсем или отдельным объектам основных средств инематериальных активов.

Решение о неначислении амортизации принимается на весь период с 1 января по 31 декабря 2020 года.

Если решение о неначислении амортизации принято после первого срока по налогу на прибыль – 20 апреля 2020 г., организация должна изменить свои показатели в расчете налога на прибыль при представлении налоговой декларации за 2 квартал 2020 г.

Решение о неначислении амортизации с 1 января 2020 г. повлечет доплату налога на прибыль, в связи с чем к плательщику будут применены меры обеспечения исполнения налогового обязательства – пени.

Письмо Министерства труда и социальной защиты, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17.07.2020 № 1-2-12/2908/6-1-12/11027/3-2-7/03715 «О реализации пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28 мая 2020 г. № 178»

  • Указ № 178 предусматривает временные меры господдержки нанимателей и отдельных категорий граждан;

доплаты до величины МЗП, предусмотренные указом № 178 (предоставление работникам субсидий на доплаты), не являются объектом налогообложения подоходным налогом.

АВГУСТ

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.08.2020 № 470 «О порядке установления норм расхода топлива»

—    Постановление № 470, по существу, дает возможность применять нормы расхода топлива, которые с июля 2015 года руководители утверждали самостоятельно, если такие нормы не были утверждены официально.

То есть, в таком случае соответствующие расходы не будут исключены из состава затрат.

Внимание! Республиканские органы государственного управления вправе определять требование о согласовании норм расхода топлива, устанавливаемых руководителями подчиненных (входящих в состав, систему) организаций, и порядок такого согласования.

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 06.08.2020 № 33 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 12 февраля 2018 г. № 13»

—   в соответствии с Постановлением № 33 с 22 августа 2020 г. допускается единоличное оформление ПУД по работам (услугам) в соответствии с заключенными договорами, кроме договоров подряда.  Такое «единоличное» условие должно быть предусмотрено в самом договоре.

Ранее правило единоличного ПУДа действовало в отношении публичных договоров и «длящихся» работ (услуг).

Разъяснение Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.08.2020 № 13-1-27/265/1-2-12/319 «О реализации пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28 мая 2020 г. № 178»

— Минфин и Минтруда и соцзащиты разъяснили, что субсидии организациям в рамках господдержки по указу № 178 для доплат до МЗП во время простоя и  на уплату взносов в ФСЗН не облагаются взносами в Белгосстрах (ранее, совместным письмом от 17.07.2020 Минфином, Минтруда и соцзащиты, МНС было разъяснено о необложении таких субсидий подоходным налогом с физических лиц).

Постановление Управления делами Президента Республики Беларусь от 12.08.2020 № 2 «О перечне общехозяйственных расходов»

— На основании п.1 Декрета от 25.05.2020 № 3 утвержден перечень конкретных видов общехозяйственных расходов, для оплаты которых может использоваться иностранная безвозмездная помощь.

Письмо МНС от 06.08.2020 № 2-1-10/04196 (опубликовано на сайте МНС в сентябре)   

Норма Указа  № 326 – о праве предприятий алкогольного холдинга на определение момента фактической реализации подакцизных товаров по оплате на основании Указа № 471 (об особенностях деятельности в алкогольной отрасли).

Но согласно Указу № 411 эта норма в ноябре 2019 года фактически утратила силу.

МНС разъясняет, что поскольку аналогичная норма содержатся в НК при определении момента фактической реализации подакцизных товаров для целей исчисления акцизов и после отмены Указа № 471.

СЕНТЯБРЬ

Письмо МНС от 09.09.2020 № 2-1-10/01904   

МНС в очередной раз делает попытку разобраться с освобождением от НДС при безвозмездной передаче Республике Беларусь и ее госюрлицам: в случаях передачи в госсбственность, бюджетным учреждениям, в качестве спонсорской помощи, а также по работам (услугам).

Весьма схематично освобождение от НДС при передаче имущества:

—  в госсобственность госорганизациям и юрлицам: при соблюдении порядка по указу № 169;

— бюджетным: по статье 115 НК;

— спонсорской: без освобождения;

— работ, услуг (кроме бюджетным): без освобождения.

Письмо МНС от 10.09.2020 № 4-2-15/01931

МНС воспроизводит письмо Минфина России.

-если белорусские организации работают в РФ через постоянное представительство, то по зарплате наших работников постоянное представительство белорусской организации обязано исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить соответствующую сумму НДФЛ;

— если же зарплату выплачивает сама белорусская организация, то непосредственно физлица-работники должны уплатить НДФЛ в России, подав годовую налоговую декларацию;

— если в таком случае наши работники уезжают из России в течение года, то они должны представить такую декларацию не позднее чем за месяц до отъезда.

Письмо МНС от 15.09.2020 № 2-2-10/01946-1

МНС практически «подтвердило» норму Постановления Совмина № 470:

—  с 12 июля 2015 года (дата вступления в силу Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении») нормы расхода топлива, установленные руководителями организаций самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией, в отношении которых нет актов законодательства или локальных актов, приравнены к установленным законодательно, и соответственно стоимость топлива, израсходованного в пределах таких норм, с указанной даты подлежит включению в состав затрат, учитываемых при налогообложении.

 Постановление Совмина от 22.09.2020 № 550

Главное. Основная новация — принцип возмещения: решение руководителя об условиях возмещения — с предоставлением подтверждающих расходы документов или без такого подтверждения.

Причем такой порядок может быть определен и для командировок в пределах Беларуси, и за границу.

  • В первом случае — при принятии решения о возмещении расходов по найму жилого помещения на основании подтверждающих документов – такое решение устанавливается  в локальном правовом акте (ЛПА).

В этом ЛПА также устанавливается конкретный размер возмещения если такие документы командированным работником не предоставлены, исходя из диапазона возмещения: не более 20-ти, но не менее 5 процентов от размеров, установленных по найму жилого помещения, в зависимости от страны командирования (в пределах Республики Беларусь либо за границу).

  • При втором варианте — возмещении расходов по найму жилого помещения без представления подтверждающих документов – ЛПА не принимается.

Предельные нормы возмещения принимаются прежними, указанные в приложениях 1 и 2 к Постановлению № 176.

Постановление № 550 применяется в отношении командировок начиная с 6 октября 2020 г.

ОКТЯБРЬ

Постановление Минфина от 31.07.2020 № 28 «О совершенствовании работы с ломом и отходами драгоценных металлов» (вступило в силу с 08.10.2020)

Изменения предусматривают наделение субъектов хозяйствования правом:

при эксплуатации электрического и электронного оборудования (ЭЭО) не учитывать находящиеся в них драгоценные металлы в количественном выражении при условии, что ЭЭО после списания будет передано переработчикам в полной комплектности;

в целях пополнения Госфонда осуществлять передачу переработчику списанного ЭЭО в полной комплектности без изъятия из него лома и отходов драгоценных металлов, не определяя при этом количество и стоимость драгоценных металлов в списанном ЭЭО;

не производить оплату переработчикам за демонтаж списанного ЭЭО и его переработку с целью извлечения драгоценных металлов.

При этом, изъятие деталей, узлов и комплектующих изделий из ЭЭО, а также принятие на учет содержащихся в них драгоценных металлов, осуществляет переработчик.

Одновременно переработчики могут:

  • не производить оплату субъектам хозяйствования за содержащиеся в сданном на переработку ЭЭО драгоценные металлы;
  • не направлять субъектам хозяйствования акт демонтажа (первичной обработки лома и отходов) и расчет-паспорт.

Вместе с тем, у субъектов хозяйствования останется право самостоятельно либо с привлечением переработчиков, иных сторонних организаций производить разборку списанного имущества с изъятием из него лома и отходов драгоценных металлов и дальнейшей реализацией изъятых лома и отходов в соответствии с действующим   порядком.

Указ от 26.10.2020 № 381 «Об обеспечении расчетов с бюджетами»

введение запрета на выплату руководству организаций (включая главного бухгалтера и зама) всех видов премий при наличии задолженности перед ФСЗН (ранее такой запрет действовал при наличии у организации задолженности по уплате платежей в бюджет) – за дни (месяцы), когда такая задолженность образовалась;

включение в состав выплат, подпадающих под действие запрета, бонусов и вознаграждений.

НОЯБРЬ

Продление срока действия документов

Указ от 25.11.2020 № 442 «О продлении срока действия документов»

Срок действия справок и других документов, выданных заинтересованным лицам, в том числе при осуществлении административных процедур, продлевается на шесть месяцев, если срок действия таких справок и других документов истек (истекает) с 10 ноября 2020 г. по 10 мая 2021 г.

Драгметаллы: дополнительные разъяснения

Министерство финансов: дополнительные разъяснения по совершенствованию работы с ломом и отходами драгоценных металлов (опубликованы на официальном сайте Министерства финансов Республики Беларусь 19.11.2020)

Минфин обращает внимание, что Постановление № 28 по лому и отходам драгметаллов дает возможность передачи субъектом хозяйствования переработчику списанного ЭЭО в полной комплектности без изъятия из него лома и отходов драгоценных металлов и без указания в сопроводительных документах массы содержащихся в нем драгоценных металлов.

Но принятие данной нормы не отменяет требования к субъектам хозяйствования осуществлять обязательный учет драгоценных металлов в таком оборудовании (до списания и передачи переработчику) в соответствии с нормами Инструкции № 34.

Медосвидетельствование водителей: льгота по НДС

Письмо МНС от 12 ноября 2020 г. № 2-1-10/05843 «О рассмотрении запроса»

Из разъяснения МНС следует: услуги по проведению обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, а также услуги обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители механических транспортных средств и обязательного медицинского переосвидетельствования водителей механических транспортных средств не относятся к медицинским услугам, поименованным в подпунктах 1.2.1 – 1.2.7 пункта 1 статьи 118 НК), обороты по реализации указанных услуг облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Однако если при этом лицам, проходящим медицинский осмотр, медицинское освидетельствование (переосвидетельствование), оказываются также услуги лабораторной диагностики, то они рассматриваются как самостоятельные услуги, поскольку оказываются дополнительно (могут оказываться также и сторонними организациями). Соответственно обороты по реализации услуг лабораторной диагностики освобождаются от НДС на основании положений подпункта 1.2.1 пункта 1 статьи 118 НК.

С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»

https://conference.belaudit.by/podpiska/?utm_source=baa-blog
22.12.2020

Другие новости