Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Налоговый консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

ЯНВАРЬ

Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении»

—    проиндексированы ставки земельного и экологического налогов, акцизов, размеры «освобождений» и налоговых вычетов по подоходному налогу с физических лиц;

введены новые и уточнены условия для применения некоторых «точечных» налоговых льгот: отдельные единовременные выплаты и доходы – по подоходному налогу; недвижимость и земельные участки научных организаций – по имущественным налогам; критерии для льготирования организаций, использующих труд инвалидов;

изменены правила перечисления подоходного налога иностранными организациями, осуществляющими деятельность через постоянное представительство.

Важно:

— возможность отнесения в состав затрат, учитываемых при налогообложении, расходов по страхованию:

  • при осуществлении торговой деятельности,
  • при сдаче имущества в аренду.

Указ Президента Республики Беларусь от 10.01.2020 № 9 «О налогообложении»

—   устанавливается ставка налога на прибыль в размере 50% — для организаций, осуществляющих транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом,

вводится объект налогообложения экологическим налогом транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом (далее — экологический налог):

плательщики — организации, осуществляющие транспортировку нефти и (или) нефтепродуктов магистральными трубопроводами транзитом;

налоговая база экологического налога — произведение фактического количества нефти и (или) нефтепродуктов, перемещенных по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами транзитом, в тоннах и расстояния транспортировки в километрах.

Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 504 «О курсовых разницах»

—    организациям (кроме банков) разрешено курсовые разницы, возникающие в течение календарного года, организации включать в состав внереализационных доходов и (или) расходов для налога на прибыль и единого налога для производителей сельхозпродукции:

  • в течение налогового периода
  • либо в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года.

Указ Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» (вступил в силу с 1 июля 2020 г.)

—   производители и поставщики обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и упаковки одним из следующих способов или их совокупностью по своему выбору:

— применение в течение календарного квартала (далее — отчетный период) собственной системы сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки (далее — собственная система сбора отходов) с представлением государственному учреждению «Оператор вторичных материальных ресурсов» информации о выполнении в отчетный период обязанности по обеспечению сбора отходов;

— заключение с оператором договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки и внесение на текущий (расчетный) банковский счет оператора со специальным режимом функционирования (далее — специальный счет оператора) платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки. Обязательным условием договора является представление оператору информации о выполнении обязанности.

Производители и поставщики определенных видов товаров и упаковки обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование их отходов (далее — обязанность по обеспечению сбора отходов). Для этого они (ч. 1 подп. 1.2 п. 1 Указа № 313):

— либо организуют собственную систему сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки (далее — собственная система сбора отходов);

— либо заключают с госучреждением «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее — оператор) соответствующий договор. В последнем случае за организацию сбора отходов оператору вносится плата.

С принятием нового Указа названный порядок обращения с отходами товаров и упаковки не изменится (ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа № 16).

—   перечень случаев, когда субъекты освобождаются от обязанности по обеспечению сбора отходов, расширится. Он будет включать 16 оснований и станет закрытым. В настоящее время соответствующий перечень содержит 13 оснований и является открытым (ч. 1 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313, п. 1 приложения 1 к Указу № 16);

собственную систему сбора отходов можно будет применять и в отношении бумажной (картонной) упаковки. Сейчас это запрещено. Для исполнения обязанности по обеспечению сбора таких отходов субъекты должны будут заключить договор с оператором (п. 2 приложения 2 к Указу № 313, подп. 1.2 п. 1 Указа № 16);

будут применяться новые виды компенсации расходов. В частности, на компенсацию смогут рассчитывать юрлица и ИП, использующие в производстве продукции, предназначенной для реализации в Беларуси, экоупаковку. Это упаковка, которая производится в республике с использованием не менее 30% собранных здесь вторматресурсов (абз. 5 п. 4ч. 4 п. 5 приложения 2 к Указу № 16).

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19.12.2019 N 25/79/70 «Об изменении постановления Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6» (вступило в силу с 1 февраля 2020 г.).

  • амортизация определяется как способ возмещения стоимости таких объектов по объектам, числящимся на бухгалтерском учете на балансовых счетах;
  • нормативный срок службы корректируется на срок фактического использования объекта у предыдущего(их) балансодержателя(ей) или собственника(ов), в т.ч. лизингополучателя(ей);
  • если срок фактической эксплуатации объекта на дату изменения порядка начисления амортизации окажется равным или более максимально допустимого НСС/СПИ, остаточный НСС/СПИ устанавливается по решению комиссии самостоятельно с учетом технического состояния объекта, требований техники безопасности и других факторов на срок не менее 1 года;
  • в случае изменения условий договора лизинга (в т.ч. срока лизинга, графика лизинговых платежей) амортизационные отчисления производятся в соответствии с измененными условиями, начиная с даты вступления в силу таких изменений, в соответствии с порядком, предусмотренным договором.

Если условиями договора лизинга на срок лизинга размеры амортизационных отчислений по предмету лизинга не определены и (или) договор не содержит указание, позволяющее определить их размеры, то амортизация начисляется линейным способом исходя из нормативного срока службы.


ФЕВРАЛЬ

 МНС: о возможности использования при определении рыночной цены для целей налогообложения результатов независимой оценки (размещено на официальном сайте министерства 03.02.2020)

  • для установления правильности определения налоговой базы налога на прибыль или размера убытка при определении рыночных цен (рыночных показателей рентабельности) используется информация, указанная в статье 90 НК. К такой информации, в частности, относятся  сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь об оценочной деятельности на основании фактически сложившихся рыночных цен по идентичным (при их отсутствии — однородным) товарам в сопоставимом налоговом периоде;
  • отношения, связанные с осуществлением оценочной деятельности и возникающие в процессе деятельности по оценке стоимости отдельных объектов гражданских прав в Республике Беларусь, регулируются Положением об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615;
  • согласно подпункту 3.1 пункта 3 Положения стоимость объектов оценки в Республике Беларусь может определяться с использованием рыночных методов оценки, в том числе сравнительного метода, основанного на сравнении и учете отличий объекта оценки и аналогичных объектов, сходных с объектом оценки по основным экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам.

Исходя из подходов, изложенных в главе 11 НК, данный метод оценки является наиболее возможным для использования при определении стоимости имущества на основании фактически сложившихся рыночных цен по идентичным (при их отсутствии — однородным) товарам.

Об определении места реализации работ (услуг) для целей НДС (на основании письма МНС от 12.02.2020  №  2-1-10/00303)

1) из законодательства следует, что при передаче в лизинг плательщику Республики Беларусь движимого имущества, не являющегося транспортным средством, иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговом органе Республике Беларусь, взимание НДС должно осуществляться в Республике Беларусь, территория которой в данном случае признается местом реализации. Сумму НДС должен исчислять и перечислять в бюджет состоящий на учете в налоговом органе Республики Беларусь плательщик.

Плательщиками для целей применения Кодекса, а также Протокола ЕАЭС признаются в том числе иностранные организации, когда они осуществляют деятельность через постоянное представительство в Республике Беларусь.

2) иностранная организация осуществляет строительную деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство и состоит на учете в налоговом органе Республики Беларусь.

В ходе строительства объекта и оказания услуг по шеф-инспекции возникают затраты, связанные с осуществлением деятельности в Республике Беларусь: услуги по конструкторской разработке, услуги технических консультаций по строительно-монтажным работам на объекте строительства в Республике Беларусь.

Когда услуги по конструкторской разработке, услуги технических консультаций по строительно-монтажным работам предназначены для объекта строительства в Республике Беларусь, то есть имеет место оказание услуг, непосредственно связанных с недвижимым имуществом, в том числе возводимым, находящимся на территории Республики Беларусь, место реализации вышеназванных услуг определяется согласно положениям подпункта 1.1 пункта 1 статьи 117 Кодекса, в связи с чем в отношении их стоимости возникает объект налогообложения НДС в Республике Беларусь и в соответствии с пунктом 1 статьи 114 Кодекса – обязанность исчислить и уплатить НДС в бюджет Республики Беларусь у постоянного представительства китайской организации. 

3) В заключении аудиторской организации иностранного государства подтверждены аудиторские, юридические услуги, являющиеся управленческими и общеадминистративными затратами головной иностранной организации.

Постоянному представительству, расположенному в Республике Беларусь, передана часть таких услуг в составе суммы управленческих и общеадминистративных затрат, понесенных иностранной организацией  за рубежом.  Их приобретение осуществлялось головной иностранной организацией у другой иностранной организации. О факте приобретения аудиторских, юридических услуг постоянное представительство «узнает» непосредственно из заключения аудиторской организации иностранного государства. 

Указанные затраты головной иностранной организации принимаются для целей исчисления налога на прибыль ее постоянного представительства в Республике Беларусь не в полной сумме, а частично, так как указанные затраты подлежат распределению между головной организацией и ее постоянным представительством в Республике Беларусь или несколькими постоянными представительствами (при их наличии как в Республике Беларусь, так и других государствах). 

При реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные услуги (пункт 1 статьи 114 Кодекса).

В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 117 Кодекса в случае, если покупателем работ, услуг является иностранная организация, а потребителем являются ее представительство, постоянное представительство, которые осуществляют деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом нахождения которых является Республика Беларусь, то местом реализации работ, услуг не признается территория Республики Беларусь в отношении работ, услуг, расходы на приобретение которых отражаются в заключении аудиторской организации иностранного государства.  Настоящее положение применяется, в частности, в отношении аудиторских, юридических услуг.

Соответственно, при соблюдении условия абзаца первого части второй подпункта 1.4 пункта 1 статьи 117 Кодекса (условия о том, что покупателем аудиторских, юридических услуг является непосредственно головная иностранная организация), включенные в заключение аудиторской организации иностранного государства аудиторские, юридические услуги, определенные как часть от общей суммы управленческих и общеадминистративных затрат головной иностранной организации за отчетный (налоговый) период, не являются объектом налогообложения НДС в Республике Беларусь, поскольку местом реализации таких аудиторских, юридических услуг территория Республики Беларусь не признается. Обязанность исчислить и уплатить НДС в бюджет Республики Беларусь, установленная пунктом 1 статьи 114 Кодекса, у постоянного представительства иностранной организации не возникает.

Указ Президента Республики Беларусь от 19.03.2020 № 102 «О мерах по развитию международных автомобильных перевозок грузов»

— транспортные средства экологического класса 6:

тягачи седельные, с момента выпуска которых прошло не более одного года, с полной массой транспортного средства свыше 12 тонн, но не более 20 тонн;

моторные транспортные средства, с момента выпуска которых прошло не более одного года, для перевозки грузов с полной массой транспортного средства более 20 тонн, но не более 50 тонн,

 при ввозе на территорию Республики Беларусь и помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь освобождаются от уплаты утилизационного сбора и налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами.

Бухучет при совместном домовладении

Инструкция об особенностях бухгалтерского учета общего имущества совместного домовладения (постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 28.02.2020 № 3)

— информация о наличии и движении общего недвижимого имущества совместного домовладения обобщается на забалансовом счете 016 «Недвижимое имущество, находящееся в совместном домовладении», предусмотренном в плане счетов бухгалтерского учета организации

Аналитический учет по забалансовому счету 016 ведется по каждому совместному домовладению, а также по отдельным объектам общего недвижимого имущества совместного домовладения.

Информация о наличии и движении общего движимого имущества совместного домовладения обобщается на забалансовом счете «Движимое имущество, находящееся в совместном домовладении», введенном в установленном порядке в план счетов бухгалтерского учета организации (далее — забалансовый счет «Движимое имущество»).

Аналитический учет по забалансовому счету «Движимое имущество» ведется по каждому совместному домовладению, а также по отдельным объектам общего движимого имущества совместного домовладения.

 Организация отражает информацию о наличии и движении объекта на забалансовых счетах в случаях:

  • поступления объекта от других лиц на основании первичных учетных документов, подтверждающих прием-передачу этого объекта;
  • выявления ранее не учтенного действующего объекта при отсутствии первичных учетных документов, подтверждающих его стоимость;
  • установки, модернизации, реконструкции, а также создания (возведения) объекта на основании первичных учетных документов, подтверждающих осуществление этих операций.


АПРЕЛЬ

Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 г. № 143 «О поддержке экономики»:

  • местные органы власти:

вправе изменять субъектам хозяйствования по определенным видам экономической деятельности установленный срок уплаты налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее – земельные участки), подлежащих уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. в форме отсрочки с последующей рассрочкой (далее – отсрочка, рассрочка), налогового кредита, при условии своевременной уплаты текущих платежей.

Уплата отсроченных, рассроченных платежей, налогового кредита осуществляется ежемесячно равными долями с 1 октября по 31 декабря 2020 г.

Проценты за пользование отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом не начисляются;

  • вправе в течение II и III кварталов 2020 г. принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков сумм налога на недвижимость и (или) земельного налога, подлежащих уплате ими по срокам, приходящимся на II и III кварталы 2020 г.;
  • вправе в течение II и III кварталов 2020 г. принимать решения об уменьшении суммы арендной платы, подлежащей уплате по срокам, приходящимся на II и III кварталы 2020 г., за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов;
  • вводится мораторий на увеличение базовой арендной величины и арендной платы за пользование недвижимым имуществом до 30 сентября 2020 г.;
  • рекомендовано юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставлять арендаторам – субъектам хозяйствования с учетом объема их выручки отсрочку по оплате арендной платы, а также уменьшать ее размер;
  • затраты на проведение санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий по перечню, определенному Министерством здравоохранения, включаются в состав  внереализационных расходов;
  • зачет разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации плательщикам по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, производится за отчетные периоды с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. в течение 10 рабочих дней со дня принятия налоговым органом решения о возврате (полном или частичном отказе в возврате) такой разницы;
  • выбранный организацией в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 504 порядок налогового учета курсовых разниц может быть изменен однократно в течение 2020 года путем внесения изменения в учетную политику этой организации и будет действовать в течение всего налогового периода;
  • объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц не признаются доходы в размере стоимости средств индивидуальной защиты, антисептических лекарственных средств и дезинфицирующих средств, питания, получаемых в связи с проведением санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий.

Указ Президента Республики Беларусь от 22.04.2020 № 141 «Об уплате части чистой прибыли (дохода)»:

уплата части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет (см.Указ № 637) хозяйственными обществами, общими собраниями участников которых принято решение о выплате дивидендов по итогам года, по результатам работы за 2019 год производится ежемесячно равными долями в мае–декабре 2020 г. не позднее 22-го числа каждого месяца.

Постановление Совмина от 30.03.2020 № 184 «О временных мерах по стабилизации ситуации на потребительском рынке», вступившее в силу со 2 апреля, действовало всего по 17 апреля:

министерствам, ведомствам, облисполкомам и Мингорисполкому предписывалось не допускать роста отпускных цен (тарифов) на товары (услуги), производимые (оказываемые) подчиненными (входящими в состав, систему) организациями, выше 0,5 процента ежемесячно и обеспечить поставки производимой продукции в розничную торговую сеть под потребность внутреннего рынка.

Соответственно, юридическим лицам всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство (ввоз) и (или) реализацию товаров на внутренний рынок или оказывающим услуги, не допускать повышения цен (тарифов) выше 0,5 процента ежемесячно.

— постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 15 апреля 2020 г. № 30 «О регулировании цен на социально значимые товары» введено государственное регулирование цен на отдельные социально значимые товары на срок до 90 дней (в виде ограничения рентабельности, в частности). При этом МАРТ разъяснило, что, полагает возможным приведение цен в соответствие с требованиями указанного постановления осуществить не позднее 22 апреля 2020 г.

МАРТ  также указало, что реализация товаров по договорам, заключенным до вступления в силу постановления № 30, осуществляется по ценам с соблюдением норм постановления № 30.

Постановление Совмина от 03.04.2020  № 194:

—   работникам, которые не могут вернуться в Беларусь из стран с зарегистрированными случаями инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19 продлевается срок командировки до дня прибытия в Беларусь включительно;

за этот период:

— возмещаются командировочные расходы в соответствии с Постановлением № 176;

— сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего);

— гарантированно сохраняется заработная плата в размере не ниже 2/3 установленных тарифной ставки (тарифного оклада), должностного оклада, оклада (организация в ЛПА может определить более высокий размер);

— при невозможности выполнения работы по трудовому договору в период нахождения после возвращения из командировки в самоизоляции (Постановление Совмина № 171: работникам сохраняется заработная плата в размере не ниже 2/3 установленных им тарифной ставки (тарифного оклада), должностного оклада, оклада).

Письмо МНС от 26.03.2020 № 2-2-10/00659 «Об учете курсовых разниц» (опубликовано на сайте МНС в апреле):

в соответствии с подпунктом 1.16 пункта 1 статьи 173 НК при налогообложении  налогом на прибыль не учитываются предоставленные займы, в том числе беспроцентные.

Суммы полученных займов не поименованы в НК и иных положениях законодательства в качестве затрат, не учитываемых при налогообложении. По своей сути суммы полученных займов не являются ни доходами, ни  расходами организации.

—    Положительные курсовые разницы, связанные с переоценкой предоставленного и полученного займа, а также отрицательные курсовые разницы по полученным займам, учитываются при налогообложении прибыли в составе внереализационных доходов (расходов).

Письмо МНС 10.04.2020 № 2-2-10/00807 «О налогообложении»:

  • не признаются в бухгалтерском учете доходами и расходами от оценки облигаций и, соответственно, не участвуют в формировании налоговой базы по налогу на прибыль суммы процента (дисконта):
  • оплаченные владельцем облигации при ее приобретении (включенные в цену приобретения облигаций);
  • полученные владельцем облигации от эмитента в течение всего периода владения облигацией. При этом, вышеуказанные суммы процента (дисконта) влияют на размер амортизированной стоимости облигаций, которая включается в состав затрат, учитываемых при налогообложении, в том отчетном периоде, в котором имеет место реализация, выбытие по иным основаниям или погашение облигаций.

Разъяснение  МНС от 07.04.2020 № 2-2-10/00775 «О разработке норм товарных потерь»:

—    для целей исчисления налога на прибыль в состав нормируемых затрат подлежат включению потери от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и (или) реализации товаров, запасов в пределах отдельно разработанных норм естественной убыли, потерь (боя), установленных организацией самостоятельно, независимо от методов, применяемых при их разработке. Данный порядок списания товарных потерь распространяется, в том числе, на организации розничной торговли, осуществляющие реализацию товаров методом самообслуживания.

Потери товаров, запасов, возникающие естественным образом в результате технологических процессов, при производстве, а также при подготовке товаров к реализации (подача в цех фасовки, фасовка, распаковка, загрузка в бункер и др. и при иных обстоятельствах, не связанных непосредственно с хранением, транспортировкой и реализацией товаров, запасов, при отсутствии виновных лиц, для целей исчисления налога на прибыль включаются в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 1 статьи 170 НК;

При налогообложении прибыли стоимость испорченной продукции в связи с истечением сроков годности не может быть включена в состав нормируемых затрат.

Разъяснение МНС от 07.04.2020 № 2-2-10/00772 «О членских взносах»:

в состав прочих нормируемых затрат подлежат включению членские (вступительные и иные взносы), уплаченные в порядке и размерах, предусмотренных уставом ассоциации (союза). При этом для отнесения указанных взносов в состав прочих нормируемых затрат достаточно документов, подтверждающих совершение хозяйственной операции в бухгалтерском учете о перечислении взносов.

При необходимости может быть истребован дополнительный первичный учетный документ по форме, утвержденной организацией самостоятельно и содержащей обязательные для первичного учетного документа сведения (например, бухгалтерская справка-расчет), являющийся основанием для отражения в бухгалтерском учете сумм начисленных членских (вступительных и иных) взносов.

Письмо МНС от 16.04.2020 № 2-2-10/00846 «О расходах по благоустройству»:

  • организации вправе включать осуществляемые на территории населенных пунктов и прилегающих территорий, памятных мест (включая автомобильные дороги общего пользования) виды расходов по благоустройству и содержанию (эксплуатации) территории, перечисленные в Правилах благоустройства и содержания населенных пунктов (за исключением г.Минска)  (утверждены постановлением Совета Министров республики Беларусь от 28 ноября 2012 г. № 1087),  Правилах благоустройства и содержания города Минска (утверждены решением Минского городского Совета депутатов от 16.11.2016 № 252), в состав прочих нормируемых затрат и учитывать их при налогообложении прибыли с учетом общего ограничения, установленного пунктом 3 статьи 171 НК;
  • при возникновении объекта основных средств, числящегося на балансе организации, такие расходы при налогообложении учитываются  посредством включения в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, амортизационных отчислений по таким объектам в общеустановленном порядке.


 Май

Декрет Президента Республики Беларусь от 25 мая 2020 г. № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» (в основных положениях вступает в силу с 26 августа 2020 г.)

—   В числе основных норм:

за регистрацию помощи, не освобождаемой от налога, получатели платят 0,5 % от стоимости такой помощи на счет Департамента по гуманитарной деятельности;

освобождение от налогов, включая НДС при передаче помощи дальнейшим потребителям — по решению Управления делами;

если цели меняются — вопросы рассматривает специальная Межведомственная комиссия, которая может лишить в таком случае налоговых льгот;

с 1 января 2021 — банки отчитываются в Департамент по гуманитарной помощи о всех поступлениях, перечислениях, расходах на эти цели.

Указ Президента Республики Беларусь от 12 мая 2020 г. № 460 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности»:

—   по аналогии с земельным налогом в отношении земельных участков (их частей), на которых расположены капстроения (здания, сооружения), их части, возведенные после 01.01.2019, установлены дифференцированные коэффициенты к ежегодному размеру арендной платы;

проиндексированы фиксированные размеры арендной платы на прогнозный уровень инфляции;

отменено право местных органов власти на десятикратное увеличение ставок арендной платы за земельные участки, занятые неиспользуемым имуществом, а также эксплуатируемые с нарушением земельного законодательства;

Указ вступает в силу с 15 мая 2020 г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2020 года.

По этому поводу МНС издало письмо от  28.05.2020 №2-2-12/01138, в котором обращается внимание на приведенные нами новшества и другие положения указа.

Указ Президента Республики Беларусь № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств»:

—   установлено право организаций на перенос курсовых разниц в соответствии с установленным этими организациями порядком в состав расходов (доходов) будущих периодов со списанием на финансовые расходы (доходы) до конца 2022 года.

В этой связи МНС в письме от 26.05.2020 № 2-2-10/01117 четко разграничило отражение курсовых разниц в бухучете по указу № 159 и в налоговом учете — либо по НК либо по указу № 504. В частности:

  • положения Указа № 159 применяются только в целях бухгалтерского учета и в отношении активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте;
  • в целях налогообложения организации, изменившие порядок отражения курсовых разниц в соответствии с Указом № 159 в бухгалтерском учете, руководствуются положениями подпунктов 3.20 пункта 3 статьи 174 и 3.26 пункта 3 статьи 175 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) и включают в состав внереализационных доходов (расходов) возникающие курсовые разницы на каждую отчетную дату, т.е. без применения положений Указа № 159;
  • при этом указом № 504 установлено право выбора периода включения курсовых разниц в состав внереализационных доходов и (или) расходов при определении налоговой базы налога на прибыль: на даты, определяемые в соответствии со статьями 174 и 175 НК, в течение налогового периода либо в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года.


Июнь 

Указ Президента Республики Беларусь от 01.06.2020 № 182

— Указ № 182 внес изменения в порядок подачи статистических деклараций:

применение одного документа – статистической декларации (взамен двух – статистической и периодической статдекларации); 

повышение до 3000 евро (сейчас — 1000 евро) стоимости товаров, отгружаемых в отчетном календарном месяце в рамках внешнеторгового договора.

Изменения вступают в силу с 4 октября 2020 г.

 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.2020.

В сезон тотального сокращения командировок в этом году постановлением Совмина № 363 изменены нормы зарубежных командировочных расходов.

Так, например, норма суточных в Литве увеличена на 25 евро, в Польше – на 15 евро, в Украине – также на 15 евро. Вместе с тем, возмещение расходов на проживание, например, в Вильнюсе уменьшено со 140 до 115 евро.

Письмо Минфина от 17.06.2020 № 15-1-20/42

если принято решение применять указ № 159:

  • вносится изменение в учетную политику на дату вступления в силу Указа № 159 (15 мая 2020 года) с распространением его действия на отношения, возникшие с 1 января 2020 года. При этом в положении об учетной политике закрепляются порядок отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц с использованием счетов 97 «Расходы будущих периодов», 98 «Доходы будущих периодов», сроки и порядок списания курсовых разниц с этих счетов в дебет (кредит) счета 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • производятся соответствующие сторнировочные записи по дебету (кредиту) счета 91 и кредиту счета 98 (дебету счета 97), корректировки по счету 09-счету 99;
  • все курсовые должны отражаться с 1 января 2020 г. в порядке указа № 159.

с 1 января 2021 года предприятия:

  • могут вернуться к обычному порядку отражения курсовых разниц;
  • если не принимали решение перейти на порядок по указу № 159, то могут начать его применять (приняв решение).

Письмо МНС от 03.06.2020 № 2-2-10/01179:

с учетом указа № 143 (дал право однократно изменить учетную политику в отношении периода отражения курсовых разниц для налога на прибыль) организации, воспользовавшиеся правом изменения учетной политики, применяют выбранный после 1 апреля 2020 порядок в течение всего налогового периода, т.е. с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г.  А поэтому в таком случае подают уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 1 квартал 2020 г.

Письмо МНС, Минфина от 17.06.2020 № 2-1-10/01270/5-1-25/137:

указ № 143 для субъектов, включенных в определенный указом перечень, сделал отсрочку по арендной плате обязательной. Но пункт 11 указа №143 предусматривает и добровольное предоставление арендодателями такой отсрочки, то есть по соглашению сторон в договоре.

Таким образом, добровольное предоставление арендодателем отсрочки по уплате арендной платы не связано с наличием каких-либо определенных видов деятельности.

Указ Президента Республики Беларусь от 23.07.2020 № 291 «Об исполнении денежных обязательств»

— до конца 2020 года взыскание в бесспорном порядке денежных средств с банковских счетов плательщиков на основании исполнительных надписей может осуществляться только органами принудительного исполнения в рамках исполнительных производств.

То есть, банки не смогут автоматически исполнить оформленное на основании исполнительной надписи платежное требование взыскателя.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2020 № 388 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16»

— Постановление Совмина № 388 утвержден ряд документов по реализации Указа от 17 января 2020 г. № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки».

Напомним, с 1 июля 2020 года

  1. По указу № 16 производители и поставщики товаров и упаковки, как и раньше, обязаны будут обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и упаковки.

Причем способы исполнения производителями и поставщиками обязанности останутся прежними. Это:

— применение собственной системы сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки;

— заключение договора с оператором и внесение платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов.

Но плата будет вноситься на текущий (расчетный) счет оператора со специальным режимом функционирования, а не на обычный счет, как это происходило по указу № 313.

2) Среди значимых изменений по указу № 16, введение новых видов компенсации расходов:

— организациям, осуществляющим использование или обезвреживание отходов.

В соответствии с указом № 313 компенсация полагалась только организациям, которые собирают отходы или многооборотную упаковку и передают их на использование. Этот вид компенсации сохранен;

— производителям продукции за использование экологичной упаковки в производстве.

Компенсация будет выплачиваться при условии использования упаковки, произведенной на территории республики с использованием не менее 30% вторичных материальных ресурсов.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2020 № 441 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 960»

— на основании Указа № 16 установлены конкретные размеры компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору отходов.

Постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 23.06.2020 № 9 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16»

— в продолжение темы отходов: Минжилкомхоз постановлением № 9 (вступило в силу с 23.07.2020) утвердил:

Положение о порядке выбора получателей средств, поступающих на специальный счет;

Положение о порядке проведения оценки достоверности сведений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для получения компенсации.

С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»

24.11.2020

Другие новости