Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

Пять верных способов выбрать надежную аудиторскую компанию

Выбор аудиторской компании — дело не простое, поскольку аудит — услуга специфическая, со своими правилами игры и сложившимся рынком.  Особенно актуальна эта  тема в связи отсутствием лицензирования аудиторской деятельности.

Что должны знать руководитель и главный бухгалтер при выборе аудитора, чтобы получить качественные услуги, сохранить финансовую безопасность организации и, в конце концов, не купить «кота в мешке»?

По нашему мнению, стоит основываться на некоторых основных принципах выбора.

1. Важнейшим критерием выбора аудиторской компании является РЕПУТАЦИЯ. Не последним способом распространения информации об аудиторской компании является т.н. «сарафанное» радио. Спросите у коллег и партнеров по бизнесу — они обязательно поделятся с вами как положительным, так и отрицательным опытом работы с аудиторами.

Причем, существенна репутация не столько как оценка goodwill (стоимости имени и делового значения (положения) компании), а, скорее, делового имиджа: профессиональная история (досье), обязательность, объективность, способность комплексной оценки аудируемого лица, учет особенностей деятельности клиента, способность к выдаче конкретных рекомендаций.

2. Несомненно, реноме компании в целом складывается из УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕРСОНАЛА.

Естественно – это знание законодательства в области аудита, бухгалтерского учета, налогообложения и права. Кроме того, требуются знания тонкостей в проверяемом сегменте бизнеса (энергетика, транспорт, связь и т.п.). Некоторые аудиторские фирмы, проверяя в основном предприятия, специализирующиеся на оптовой или сетевой розничной торговле, вряд ли смогут проверить неформально предприятие, специализирующееся в области транспортных услуг или строительных работ.

Не стоит забывать о таких характеристиках как корректность, вежливость и коммуникабельность аудиторов.

При этом важно понимать. что репутация фирмы и индивидуальный профессионализм персонала – это, по сути, одно целое.

3. Значимым критерием выбора является возможность аудиторской фирмы предоставлять ЦЕЛЫЙ КОМПЛЕКС УСЛУГ. Аудит — важный, но не единственный элемент практики аудиторов. Как правило, аудиторы еще занимаются оказанием консультационных услуг в области бухучета и налогообложения, консалтинга в сфере международных налоговых отношений, оценкой имущества, управленческим консультированием, юридическими услугами и прочее.

Способность аудиторской компании предоставлять комплекс услуг снижает затраты предприятия на подобного рода услуги, так как, снижается риск привлечения некомпетентного специалиста, меньше времени требуется на вхождение в курс дела,  сужается круг лиц, посвященных в тонкости финансовой деятельности клиента.

Наличие квалифицированного консультационного сопровождения клиента – зачастую не меньший, нежели непосредственно сам аудит, фактор успешного сотрудничества аудиторской компании и заказчика услуг.

4. Немаловажным критерием является ЦЕНА (СТОИМОСТЬ) АУДИТА.

К сожалению, приходится констатировать, что рынок аудиторских услуг в Республике Беларусь сегодня находится в состоянии стагнации.

С 1 января 2011 года в республике было отменен лицензирование аудиторских услуг, что привело к измельчанию самого бизнеса – на рынок активно пришли предприниматели, которые до этого момента работали в составе аудиторских организаций или главными бухгалтерами предприятий.

По нашему мнению, данная категория субъектов аудиторских услуг, зачатую, не обладает надлежащим уровнем квалификации, опытом самостоятельной работы в сфере аудита, достаточным пониманием места и значения аудита, и, как следствие, избирает самый простой метод для завоевания рынка – ценовой демпинг на аудиторские услуги.

Как показывает практика, средняя стоимость одного человеко-дня работы аудитора столичной  аудиторской компании, традиционно сложившаяся за время развития аудита, составляет около 150 долларов США.  На сегодняшний день стоимость одного человеко-дня аудитора составляет примерно от 100 до 150 долларов, тогда как цена услуги индивидуального предпринимателя — примерно от 60 до 80 долларов США.

Вместе с тем, на рынке аудиторских услуг функционирует  ряд компаний, готовых «за копейки» выдать (да и собственно выдающих), аудиторское заключение, не думая о  качестве, и что уж утаивать, об аудиторской этике.

Практика показывает, что одной из существенных ошибок заказчика при выборе аудитора является то, что выбирают стоимость человеко-дня, а не стоимость проверки в целом. Поэтому, выбирая аудиторскую компанию или аудитора — индивидуального предпринимателя, попросите их предварительно оценить стоимость аудита с составлением плана аудита. Планирование аудита – одно из основных правил аудиторской деятельности, которое позволяет не только аудитору грамотно организовать свою работу, но и наглядно покажет заказчику, какие разделы аудита будут проверяться каким способом и сколько на это уйдет времени. Таким образом, удастся исключить из состава возможных соискателей недобросовестных аудиторов, которые демпингуют цены, но отрабатывают потом ровно столько, за сколько им заплатили.

Желая получить оптимальный вариант, выбирайте  среднюю стоимость, которая позволит при разумных затратах получить достойное качество.

5. И последний — пятый по перечислению, но не по значимости – существенный критерий, это — ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. В связи с отменой одного из условий осуществления аудиторской деятельности о получении лицензии, требования о страховании профессиональной ответственности в 2011 году не являются обязательными. Вместе с тем, практически все аудиторские компании продолжают осуществлять добровольное страхование профессиональной ответственности. Традиционно, национальные компании страхуются на сумму по минимальному страховому лимиту ответственности.

Страхование ответственности осуществляется на случай возникновения факта причинения работниками аудиторской компании в результате осуществления аудиторской деятельности по договорам на оказание обязательных и необязательных аудиторских услуг вреда имуществу (имущественным правам) аудируемых лиц, повлекшее предъявление аудиторской компании обоснованных требований о возмещении причиненного вреда вследствие:

  • Профессиональной небрежности, содержащейся в выданных в письменном виде рекомендациях;
  • Непреднамеренной утраты или порчи работниками аудиторской компании в период проведения аудита документов бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и иных документов, полученных аудиторской компанией от аудируемых лиц в ходе осуществления аудита, если передача данных документов была зафиксирована в письменном виде;
  • Невыявления ошибок, просчетов, упущений, допущенных аудируемым лицом (его работниками) и содержащихся в бухгалтерской (финансовой) документации аудируемого лица за период и в части вопросов, подвергнутых аудиту.

В чем отличие первого пункта от последнего? Если по первому случаю вам могут возместить штрафные санкции и убытки в пределах уровня существенности, то по второму они будут возмещены в полном объеме, независимо от уровня существенности.

Ввиду того, что стоимость последнего пункта страхования более дорогостоящая, то и  есть он только у нескольких национальных компаний. Поэтому, при заключении договора на оказание аудиторских услуг стоит потребовать у аудиторской компании копию страхового полиса.

В последние годы среди  национальных компаний встречается использование индивидуального страхования, то есть в страховом полисе указывается конкретный заказчик аудиторских услуг и лимит ответственности, который будет выплачен в случае наступления страхового случая. Данный вид страхования потенциально очень интересен ввиду своего индивидуального подхода к заказчику, условиям его деятельности.

В дополнение к вышеизложенным соображениям стоит отметить, что определенную информацию о рынке аудиторских услуг также можно получить из рейтингов аудиторских организаций.

В 2016 году по итогам работы за 2015 год в Республике Беларусь официально составлено два рейтинга.

1) Рейтинг Министерства финансов Республики Беларусь. Он опубликован в журнале «Финансы, учет, аудит» № 4 за апрель 2016 года. Построение рейтинга основано на ранжировании по показателю «Выручка от реализации».

2) Рейтинг журнала «Главный бухгалтер». Размещен по адресу в интернете: Его критерии построения аналогичны рейтингу, проводимому Министерством финансов Республики Беларусь.

Верхние строчки в рейтингах традиционно занимают компании т.н. «большой четверки», услуги которых являются дорогостоящими. Как правило, их привлекают при необходимости оформления документов для получения кредитов в иностранных банках либо проведения аудита по МСФО. Другие белорусские участники, занимающие лидирующие  позиции рейтингов, также характеризуются получением, как правило, большой суммы выручки. Вместе с тем, объем выручки  не является показателем качества работы, а зачастую выступает стимулом возникновения «приписок» данного показателя участниками рейтинга, или набирается за счет демпинговых цен.

Поэтому, в любом случае, позиция в рейтинге должна рассматриваться, на наш взгляд, через призму предлагаемых вам критериев выбора аудиторских компаний.

В последнее время некоторые заказчики при выборе аудитора проводят изучение мнения уже проверенных аудиторской компанией заказчиков путем телефонного опроса (т.е. не традиционно, путем представления рекомендаций, которые аудиторские компании сами же пишут). Отбор проверенных заказчиков проводится разными способами – по отраслевой принадлежности, по масштабам деятельности, по численности, временному фактору (например, последние 20 проверенных заказчиков). Представляя такую информацию,  аудиторская фирма демонстрирует открытость и дает возможность потенциальному заказчику получить наиболее полную и достоверную информацию о качестве своей работы.

Итак,  кого же и как выбрать?

  • Аудиторские компании в течение года проводят активную работу с потенциальными заказчиками, и к моменту выбора аудиторской компании на руках у предприятия  есть несколько коммерческих предложений. Как правило, каждый заказчик знает свои требования к аудитору. Далее соберите рекомендации – мнение партеров и коллег, участие в рейтинге, изучаем квалификационные характеристика аудиторской компании – опыт работы на рынке, опыт работы с предприятиями вашей отрасли, аудиторский состав аудиторской компании, их навыки и умения, опыт работы в аудите и т.д.
  • Определитесь с объемом аудита – для этого надо заполнить анкету и представить данные выбранным претендентам для расчета объема аудита и получить от них план аудита или на крайний случай, коммерческое предложение с количеством человеко-дней, необходимых для проведения аудита. Если аудитор предлагает цену, существенно ниже других компаний, предложите ему дополнительно застраховать ваш договор на аудиторские услуги и таким образом повысить уровень ответственности аудиторской компании.
  • Планируйте свою работу – проводите аудит поэтапно. Такая форма работы дает тайм-аут для устранения выявленных нарушений.
  • Проведите переговоры с выбранными кандидатами, оговорите важные для вас моменты – на какие участки учета следует обратить особое внимание исходя из особенностей работы заказчика, согласуйте этапы и сроки проведения аудита, другие существенные условия договора. Обязательно согласуйте с аудитором порядок внесения исправлений в отчетность и порядок рассмотрения проекта отчета (письменной информации) по результатам аудита и аудиторского заключения.
  • Считается, что аудиторскую компанию желательно менять хотя бы один раз в три года. Но если вы вполне удовлетворены услугами вашей «старой» компании и не хотите ее менять, то желательно,  чтобы проверку за очередной финансовый год проводил другой состав аудиторов. Таким образом, вы получите свежий взгляд на старые проблемы, сохранив стабильные партнерские отношения.
  • И, наконец, весьма немаловажно учитывать – является ли аудиторская компания членом Ассоциации аудиторских организаций: в значительной степени – это уже гарантия солидности и качества.

Успехов Вам в работе — выбор всегда за Вами.

 

Опубликована в Национальной экономической газете  № 78 от 16.10.2012

18.07.2016

Другие новости