Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

Вопрос: Вправе ли организация составлять первичный учетный документ по договору аренды  в части коммунальных расходов  в единоличном порядке?

Ответ: Перечень случаев, в которых первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен участником хозяйственной операции единолично, определен постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.02.2018 № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 21 декабря 2015 г. № 58», с изменениями, внесенными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10 августа 2018 г. № 58 (зарегистрировано в Национальном реестре — № 8/33510 от 02.10.2018 г.) (далее – постановление № 13).

В постановлении № 13 определено, что первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен участником хозяйственной операции единолично в случае:

— временного владения и пользования или временного пользования имуществом по договору аренды (временного владения и пользования имуществом по договору финансовой аренды (лизинга), заключенному арендодателем (лизингодателем) и арендатором (лизингополучателем) в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих временное владение и пользование или временное пользование имуществом, единолично;

— оказания услуги, результаты которой заказчик может использовать по мере ее осуществления в течение срока действия договора, заключенного исполнителем и заказчиком в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичного учетного документа, подтверждающего оказание этой услуги, единолично, и стоимость этой услуги, приходящаяся на период ее оказания в календарном месяце, может быть достоверно определена.

Таким образом, коммунальные расходы не могут быть отнесены к названным видам расходов, а соответственно, по ним не могут быть составлены первичные учетные документы в оединоличном порядке.

 

 

Вопрос:  Организация оказывает услуги хостинга и услуги по регистрации доменных имен на основании публичного договора. Возможно ли составление первичного учетного документа (акта выполненных работ), подтверждающего совершение хозяйственной операции в таком случае в единоличной форме? Будет ли являться такой документ основанием для признания суммы по акту к расходам для целей налогообложения у контрагента.

Данный вопрос необходимо рассмотреть в двух плоскостях:

  1. Организация, которая оказывает данные услуги является резидентом Парка высоких технологий.
  2. Организация, которая оказывает данные услуги не является резидентом Парка высоких технологий.

Ответ: Пункт 20 Положения о ПВТ (далее Положение о ПВТ), утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 N 8 «О развитии цифровой экономики» (далее — Декрет N 8) предусматривает для резидентов ПВТ существенное упрощение требований к составлению первичных учетных документов применительно к их отношениям с иностранными контрагентами.

Частью первой пункта 20 Положения о ПВТ резидентам ПВТ разрешено в сделках с нерезидентами  единолично составлять первичный учетный документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета (в учете доходов и расходов индивидуального предпринимателя).

Таким образом, если Организация является резидентом Парка высоких технологий и оказывает услуги хостинга и услуги по регистрации доменных имен для нерезидентов, то с 28.03.2018 года вправе составлять первичный учетный документ по факту оказания такой услуги в единоличном порядке.

Что касается оказания услуг резидентам Республики Беларусь, то в соответствие с абз. 1 п. 1 Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 12.02.2018 N 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 21 декабря 2015 г. N 58» (далее – постановление № 13) первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен участником хозяйственной операции единолично в случае выполнения работ (оказания услуг) по публичному договору, заключенному подрядчиком (исполнителем) и заказчиком в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), единолично.

Данное постановление распространяется на все организации, являющиеся резидентами Республики Беларусь независимо от того, являются они резидентами ПВТ или нет, в отношении сделок как с резидентами так и с нерезидентами. Вступило в силу с 13.06.2018г.

Главное условие, указанное в постановлении № 13,  публичный договор должен быть подписан сторонами, то есть стороны выразили обоюдное согласие на составление первичного документа в единоличном порядке.

Что касается отражения в налоговом учете актов, составленных в единоличном порядке, то в соответствии с пунктом 2 статьи 39 Налогового кодекса Республики Беларусь налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Следовательно, составленные в соответствии с правилами бухгалтерского учета первичные учетные документы, отраженные в бухгалтерском учете являются основанием достаточными для их учета в составе затрат, принимаемых для налогообложения.

08.02.2019

Другие новости