Новости законодательства на 13 апреля 2021 г.

  • Запись опубликована:13 апреля, 2021

1. Указ № 140 «О выбытии имущества» и учетная политика

8 апреля 2021 года подписан Указ Президента № 140 «О выбытии имущества». Данный документ аналогичен Указу Президента Республики Беларусь от 15.08.2017 № 284 «О выбытии имущества».

В соответствии с  «новым» документом по 31 декабря 2023 года устанавливается особый порядок учета имущества, при котором организации вправе списывать за счет добавочного капитала и нераспределенной прибыли убытки, возникающие при выбытии (безвозмездная передача, списание или продажа) имущества, а также принимать на бухгалтерский учет безвозмездно полученное имущество по стоимости, числящейся в учете передающей стороны, без проведения рыночной оценки.

Необходимо обратить внимание, что данный Указ распространяет свое отношение на хозяйственные операции, возникшие с 1 января 2021 года.

Подробнее можно ознакомиться с комментариями и самим документом по ссылке: president.gov.by

Справочно

Подпунктом 1.2 п.1 Указа № 284 «О выбытии имущества» было установлено, что организации (за исключением бюджетных организаций, Национального банка Республики Беларусь, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, ОАО «Банк развития Республики Беларусь») при выбытии имущества, указанного в п.2 Указа № 284, путем его безвозмездной передачи вправе по 31 декабря 2020 г. определять первоначальную стоимость безвозмездно полученного имущества по остаточной стоимости, числящейся в бухгалтерском учете передающей стороны на 1-е число месяца, в котором произошла его передача в установленном законодательством порядке.

С 1 января 2021 выбытие и безвозмездное получение отдельных видов имущества уже осуществлялись в общеустановленном порядке, а не согласно норм Указа № 284, в связи с чем организации с учетной политики с 1.01.2021 года исключили нормы по применению Указа № 284.

С принятием Указа № 140 «О выбытии имущества» организации в случае необходимости и решения организации воспользоваться нормами данного документа  следует внести изменения в учетную политику.


2. Изменения (уточнения) в порядке использования кассового оборудования при приеме платежей

Постановлением Совета Министров и Национального банка от 7 апреля 2021 г. № 203/4 внесены изменения в постановление от 6 июля 2011 г. № 924/16.

Так, юридические лица и ИП обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие, в том числе, прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БЕЛКАРТ», эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь, за исключением случаев, установленных законодательством.

Теперь такое оборудование теперь должно быть установлено также  в:

  • объектах бытового обслуживания населения (за исключением объектов бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более одного человека в смену) (ранее – в объектах бытового обслуживания населения (за исключением объектов, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более трех человек в одну смену, а также объектов бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более одного человека в смену);
  • кассах пассажирских терминалов, аэропортов, железнодорожных вокзалов и станций (при обслуживании 50 пассажиров в сутки и наличии сотовой подвижной электросвязи) (ранее – при обслуживании более 250 пассажиров в сутки и наличии линий связи);
  • объектах оказания услуг, связанных с организацией охоты, временным проживанием охотников (дома охотника, агроусадьбы и другое), а также в которых осуществляется торговля пиломатериалами (ранее – положение касалось, в частности, проживания в домах охотника);
  • объектах оказания услуг, связанных с организацией рыболовства, осуществляемого рыболовами для удовлетворения потребности в активном отдыхе и (или) получения продукции рыболовства без цели извлечения дохода, включая подводную охоту.

Изменения вступили в силу с 10 апреля 2021 года.


3. Снова о транспортном налоге

На сайте МНС размещено Письмо МНС от 02.04.2021 № 2-2-11/00769 «О транспортном налоге».

Согласно данного письма  организации могут самостоятельно выбрать один из способов включения транспортного налога, отраженного в бухгалтерском учете, в состав затрат по производству и реализации в целях налогообложения прибыли:

  1. ежеквартально в сумме исчисленного транспортного налога за отчетный квартал исходя из количества транспортных средств, подлежащих налогообложению транспортным налогом в каждом месяце квартала, и ставок налога (п. 1, 4, 5 статьи 307-7 НК);
  2. в I, II и III кварталах – в сумме авансовых платежей за I, II и III кварталы соответственно; в IV квартале – в сумме увеличения или уменьшения нарастающим итогом затрат по производству и реализации на сумму, определенной в виде разницы между годовой суммой транспортного налога, отраженной в налоговой декларации (расчете) по транспортному налогу за календарный год и суммой авансовых платежей за I-III кварталы (п. 8 статьи 307-7 и п. 4 статьи 307-8 НК).

В отношении транспортного налога по филиалам в письме отмечено, что если в свидетельстве о регистрации транспортного средства в качестве собственника транспортного средства указан филиал, удовлетворяющий нормам п. 3 статьи 14 НК, такой филиал исполняет налоговые обязательства юридического лица по транспортному налогу: исчисляет и уплачивает транспортный налог в бюджет, представляет налоговую декларацию (расчет) по транспортному налогу с организаций.

Подробнее можно ознакомиться по ссылке: nalog.gov.by


4. МНС о курсовых разницах при расчете налога на прибыль и внесении изменений в учетную политику

На сайте МНС размещено совместное разъяснительное письмо Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам  от 07.04.2021 № 15-1-20/25/2-2-10/00803 «Об учете курсовых разниц при исчислении налога на прибыль».

Указом № 51 внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2020 № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств», предусматривающие предоставление права коммерческим организациям  суммы разниц, образующиеся с 1 января 2021 г.  по 31 декабря 2022 г. при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь (далее – курсовые разницы), относить на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на доходы (расходы) по финансовой деятельности и внереализационные доходы (расходы), учитываемые при исчислении налога на прибыль, в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2022 г.

Так, коммерческими организациями, воспользовавшимися в 2021 году правом отнесения курсовых разниц на доходы (расходы) будущих периодов, в порядке, предоставленном Указом № 159:

  • вносятся изменения в положение об учетной политике (в части установления порядка и сроков включения курсовых разниц в состав внереализационых доходов (расходов), учитываемых при исчислении налога на прибыль) на дату вступления в силу Указа № 51 с распространением действия на отношения, возникшие с 1 января 2021 года;

Справочно:  дата вступления в силу Указа № 51  — 20 февраля  2021 года

  • курсовые разницы, образовавшиеся с 1 января 2021 года, включаются в состав внереализационных доходов (расходов) при исчислении налога на прибыль на дату признания их в бухгалтерском учете в качестве доходов (расходов) по финансовой деятельности.

Подробнее можно ознакомиться по ссылке: nalog.gov.by


5. О разъяснении норм законодательства по земельному налогу

На сайте МНС опубликовано совместное письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 31.03.2021 №2-2-12/00751/5-1-26/85 «О разъяснении норм законодательства» в части разъяснения применения коэффициентов по земельному налогу.

С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г. установлена ставка земельного налога в размере 1,5 процента на земельные участки, относящиеся по функциональному использованию к общественно-деловой зоне, по которым налоговой базой является кадастровая стоимость, предоставленные для размещения:

  • торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры;
  • торговых объектов, входящих в торговую сеть.

С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г. арендная плата за земельный участок, находящийся в государственной собственности, исчисляется и уплачивается в размере, определенном с учетом коэффициента к кадастровой стоимости 0,015, независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды земельного участка, предусматривающего изменение размера ежегодной арендной платы за этот земельный участок, предоставленный для размещения:

  1. торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры;
  2. торговых объектов, входящих в торговую сеть.

Ставка земельного налога в размере 1,5 процента (коэффициент к кадастровой стоимости 0,015) подлежат применению по земельным участкам (их частям), относящихся к общественно-деловой зоне, на которых размещены:

  • торговые центры (включая торгово-развлекательные центры), в том числе автомобильные стоянки, обслуживающие эти торговые центры;
  • торговые объекты, входящие в торговую сеть (включая аптеки, автосалоны), в том числе при расположении таких торговых объектов в торгово-деловых центрах, административно-торговых центрах, жилых домах со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и т.д.).

Ставка земельного налога в размере 1,5 процента (коэффициент к кадастровой стоимости 0,015) не подлежит применению по земельным участкам (их частям), предоставленным (фактически используемым) для размещения:

  • интернет — магазинов;
  • пунктов выдачи товаров, не являющихся торговыми объектами

Подробнее можно ознакомиться по ссылке: nalog.gov.by


6. О применении коэффициента к ставке экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, хранение, захоронение отходов производства.

Письмом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26.03.2021 № 2-2-14/00719 разъяснен порядок применения коэффициента 0,9 к ставке экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, хранение, захоронение отходов производства.

С 1 января 2021 года НК установлено, что к ставкам экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь сертификат соответствия, удостоверяющий соответствие техническим требованиям системы управления (менеджмента) окружающей средой, продукции, являющихся объектами экологической сертификации, применяется коэффициент 0,9.

Ч. 2 подп. 2.2 п. 2 статьи 249 НК установлено, что коэффициент 0,9 применяется с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата регистрации сертификата соответствия в реестре Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, по последнее число третьего месяца квартала, на который приходится дата окончания (прекращения) действия сертификата соответствия.

Так, с 1 января 2021 года коэффициент 0,9 применяется, в том числе плательщиками экологического налога, получившими сертификаты соответствия в связи с истечением срока действия предыдущего сертификата. При этом срок применения коэффициента 0,9 определяется в соответствии с ч. 2 подп. 2.2 п. 2 статьи 249 НК.

Пример

Плательщиком продлен сертификат соответствия, полученный в 2016 году, путем выдачи нового сертификата соответствия, зарегистрированного в реестре Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь 25 ноября 2019 года. Срок действия данного сертификата установлен по 23 декабря 2022 года.

С 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года необходимо применять коэффициент 0,9 к ставке экологического налога

Подробнее можно ознакомиться по ссылке: nalog.gov.by


7. Предоставление 4-фонд

В соответствии с постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.02.2021 № 3, с 2021 года отчет 4-фонд должен предоставляться в Фонд:

  • в виде электронного документа в формате .zip, полученный путем его подписания ЭЦП в программном комплексе «Ввод ДПУ» либо в «личном кабинете плательщика» на портале Фонда (адрес: portal.ssf.gov.by);
  • в электронном виде с расширением .xml (с подтверждением на бумажном носителе).

8. Указ «О применение специальных мер» № 128 от 30.03.2021

Данный Указ вводит запрет на запрет на ввоз отдельных товаров и импорт работ (услуг)

  1. ввоз в нашу страну и реализацию отдельных групп товаров, страной происхождения которых является государство (объединение государств), принявшее специальные меры (санкции) в отношении белорусских юрлиц и/или физлиц;
  2. на импорт работ (услуг), которые выполняются юрлицами и физлицами государств (объединения государств), принявших специальные меры (санкции) в отношении белорусских юрлиц и/или физлиц.

Перечень таких товаров, работ (услуг) и сроки запретов будут установлены Совмином. При необходимости Совмин также установит перечень иностранных юрлиц и физлиц, в отношении которых будет применяться вышеназванный запрет.

Данный документ вступает в силу с 12.04.2021г.

С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»

konsultacii
Slide
Тот, кто подписан на нашу рассылку, прочитал эту статью первым!
Что такое рассылка от ООО «БелАудитАльянс»?
помощь нашего консультационного центра;
рубрика вопрос/ответ;
новости законодательства
с комментариями;
авторские статьи
от директора нашей компании;
статьи из практики налоговых проверок;
специальные условия участия в мероприятиях от нашей компании.
Оставьте оценку этой статье
[Общий: 0 В среднем: 0]