Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

1.Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь письмом от 09.09.2020 № 2-1-10/01904 разъяснило порядок налогообложения НДС по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг).

Так, в соответствии с п. 12 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 для целей налогообложения не признается реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг), переданного и принятого в соответствии с законодательством, Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц.

Применительно к безвозмездной передаче имущества указанная норма означает, что передающая сторона не исчисляет НДС, когда соблюден порядок оформления приемки имущества в государственную собственность, который регулируется нормами Указа Президента Республики Беларусь от 10.05.2019 № 169.

Если принимающей имущество стороной является бюджетная организация здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, то сторонам при безвозмездной передаче этого имущества в целях налогообложения следует руководствоваться специальной нормой, установленной п.п. 2.5.5 п. 2 статьи 115 НК.

А так же необходимо обратить внимание, что п согласно п.п. 24.9 п. 24 статьи 133 НК не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемых объектами налогообложения НДС в соответствии с п. 2.5.5 п. 2 статьи 115 НК.

При безвозмездной передаче имущества, приобретенного до 01.01.2019, ограничение вычетов, установленное п.п. 24.9 п. 24 статьи 133 НК, не применяется исходя из норм п. 28 статьи 133 НК. Вычет сумм НДС по такой передаче осуществляется в соответствии с п. 15 статьи 133 НК.

В то же время, по безвозмездной передаче работ, услуг порядка принятия безвозмездно выполняемых работ, оказываемых услуг РБ или ее административно-территориальными единицами, подобного порядку для имущества, закрепленному Указом № 169, законодательством не определено. Следовательно, передача работ, услуг государственной организации на основании договора безвозмездной (спонсорской) помощи не может рассматриваться в качестве передачи работ, услуг в соответствии с законодательством РБ или ее административно-территориальным единицам.

С рассмотренными примерами в данном письме можно ознакомиться по ссылке: www.nalog.gov.by

2. Постановлением Белстата от 4 сентября 2020 г. № 81 внесены изменения в форму государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» и указания по ее заполнению, утвержденные постановлением Белстата от 08.05.2014 № 40.

Отчет 12-т (задолженность) должны ежемесячно представлять не только юрлица – должники, но и организации, у которых нет просроченной задолженности по зарплате.

При отсутствии просроченной задолженности по заработной плате по строке 01 в графе 1 отчета следует проставлять ноль.

Постановление в силу 21 сентября 2020 г.

3. Перечень сведений, составляющих налоговую тайну сократился

Согласно п.п. 14.2 пункта 14 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении» предусмотрено, что сведения отраженные в п.п. 1.1 – 1.13 п. 1 статьи 29 НК не признаются налоговой тайной:

«1.1. о фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) плательщика — физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, наименовании и месте нахождения плательщика-организации;

1.2. разглашенных плательщиком самостоятельно или с его согласия;

1.3. являющихся общедоступными, в том числе годовая бухгалтерская и (или) финансовая отчетность организаций, опубликованная в соответствии с законодательством для всеобщего сведения;

1.4. об учетном номере плательщика, в том числе о дате его присвоения;

1.5. о дате уплаты лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, соответственно сбора за осуществление ремесленной деятельности и сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

1.6. о наименовании налогового органа по месту постановки на учет плательщика;

1.7. о нахождении плательщика в процессе ликвидации (прекращения деятельности), дате решения регистрирующего органа об исключении плательщика из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

1.8. об уставном фонде (капитале) организации;

1.9. о нарушениях налогового и иного законодательства и мерах ответственности за эти нарушения;

1.10. предоставляемых налоговым, правоохранительным или иным органам других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

1.11. предоставляемых государственным органам, иным организациям, а также межведомственной и другой комиссии, к компетенции которых относится осуществление административных процедур, в целях осуществления ими административных процедур;

1.12. предоставляемых участникам электронного взаимодействия в рамках программно-технического комплекса учета налоговых счетов-фактур (автоматизированная информационная система «Учет счетов-фактур»);

1.13. о регистрации в качестве резидента свободной экономической зоны, Парка высоких технологий, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».»

Согласно ч. 1 п.п. 14.3 Указа № 503 с 11 апреля 2020 года не являются налоговой тайной сведения:

  • об уплачиваемых видах налогов, сборов (пошлин) и применяемых особых режимах налогообложения;
  • о среднесписочной численности работников;
  • содержащиеся в годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.

Отдельные сведения, не относящиеся к налоговой тайне, указанные в подп. 1.1 — 1.13 ст. 29 НК, могут быть получены, на сайте МНС: разделы «Сведения о бизнес-партнере», «Сведения о задолженности по платежам»; портал сервис «Поиск сведений из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц)»; сайт, раздел «Информация о ЮЛ (ИП), разместивших сведения об их ликвидации (прекращении деятельности) на официальном сайте журнала «Юстиция Беларуси».

4. На сайте mart.gov.by опубликован перечень типичных ошибок, совершаемых субъектами хозяйствования при подаче документов для осуществления административной процедуры «Государственная регистрация рекламной игры с выдачей свидетельства о государственной регистрации рекламной игры.

В соответствии с требованиям п. 6 Положения о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30 января 2003 г. № 51 и п.п. 9.1 п. 9 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и ИП, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17 февраля 2012 г. № 156, для государственной регистрации рекламной игры организатор представляет в МАРТ следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации рекламной игры;
  • правила проведения рекламной игры, утвержденные организатором, в двух экземплярах;
  • заверенную организатором копию договора, заключенного с исполнителем работ и (или) услуг, определенных в составе призового фонда, либо товарно-транспортной накладной, товарной накладной, платежного поручения, приходного кассового ордера, кассового чека, выписку банка о наличии денежных средств на специальном счете для хранения призового фонда в белорусских рублях, открытом организатором в банке (далее – специальный счет), и (или) иной документ (его копию), подтверждающий окончание формирования призового фонда;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию рекламной игры.

Необходимо обратить внимание, что подтверждающими документами по формирование призового фонда рекламной игры, которые должны быть представлены в МАРТ:

  • документы, подтверждающие формирование призового фонда рекламной игры, выписка из банка о наличии денежных средств на специальном счете организатора при формировании денежного призового фонда, накладные о получении организатором рекламной игры товаров и платежные документы об оплате товаров – при формировании призового фонда товарами, договор между организатором и исполнителями работ и услуг и платежные документы об оплате работ и услуг либо договор между организатором и исполнителями работ и услуг и выписка из банка о наличие денежных средств на специальном счете организатора. Если организатор рекламной игры сам оказывает работы и услуги – документы, подтверждающие, что организатором в рамках его деятельности будут выполнены или оказаны работы и услуги (например, приказ и т.п.). Несколько иной перечень представляется, если Призовой фонд рекламной игры формируется заинтересованным лицом рекламной игры.
    Одной из типичных ошибок является также непредставление в МАРТ оригинала платежного поручения, подтверждающего факт оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию рекламной (в том числе представлении копии указанного платежного поручения без оригинального штампа банка и подписи ответственного исполнителя).

Подробнее можно ознакомиться по ссылке: mart.gov.by

5. На сайте МНС опубликовано Письмо МНС от 10.09.2020 № 4-2-15/01931 «О налогообложении доходов физических лиц»

В данном письме рассматриваются вопросы, касающиеся порядка уплаты налога на доходы физических лиц при осуществлении белорусскими организациями деятельности на территории Российской Федерации через постоянное представительство.

Расходы белорусской организации на оплату труда работников, командированных для работы в постоянное представительство белорусской организации в Российской Федерации, могут включаться в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций данного постоянного представительства, расходы по выплате вознаграждения таким работникам за работу в данном постоянном представительстве несет постоянное представительство белорусской организации в Российской Федерации, независимо от способа выплаты такого вознаграждения.

Вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей в постоянном представительстве белорусской организации в Российской Федерации, полученное гражданами Республики Беларусь, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.

Российские организации, ИП, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы признаются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.

Постоянное представительство белорусской организации в Российской Федерации, выплачивающее заработную плату работникам — гражданам Республики Беларусь, по отношению к указанным лицам признается налоговым агентом, в связи с чем, обязано исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить соответствующую сумму налога на доходы физических лиц.

Если выплату вознаграждения за трудовые обязанности в постоянном представительстве белорусской организации в Российской Федерации указанным лицам осуществляет непосредственно белорусская организация (иностранная организация), которая не признается налоговым агентом в отношении такого вознаграждения, то работники — граждане Республики Беларусь исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц в отношении вознаграждения осуществляют самостоятельно.

Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту своего учета не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом деятельности и выезде его за пределы территории Российской Федерации налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории Российской Федерации, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации. При этом уплата налога на доходы физических лиц, доначисленного по таким налоговым декларациям, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы.

В целях применения положений статьи 20 Соглашения об избежании двойного налогообложения гражданин Республики Беларусь вправе обратиться на основании письменного запроса с приложением налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) в налоговый орган по месту своего учета для проставления отметки на данной декларации о факте приема налоговым органом Российской Федерации ее оригинала для дальнейшего представления в налоговый орган Республике Беларусь. Документами для проведения зачета в данном случае являются налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и документ об уплате налога на доходы физических лиц.».

Такие документы физическому лицу следует передать белорусской организации-нанимателю, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, для зачета налога (налога на доходы физических лиц в счет подоходного налога с физических лиц) и предоставления их в налоговый орган Республики Беларусь по месту постановки на учет белорусской организации.

Подробнее можно ознакомиться по ссылке: www.nalog.gov.by

С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»

24.09.2020

Другие новости