В современных условиях хозяйствования вместе с рождением фирмы начинает свою жизнь ее орган – бухгалтерия. Орган, между прочим, совсем бесполезный с точки зрения директора, одни расходы. А вот если посмотреть на ведение бухгалтерского учета с точки зрения «медицинской», то главная заповедь медиков «не навреди» очень актуальна для бухгалтеров.
Организация бухгалтерского учета есть обязанность директора. То есть, именно директор должен определить в какой форме будет осуществляться ведение бухгалтерского учета – наемный работник – главный бухгалтер или сторонняя организация, оказывающая бухгалтерские услуги.
Сделать выбор довольно сложно. Это связано с негативным опытом работы как в одном, так и во втором случае.
Поскольку я одновременно являюсь директором и аудиторской компании и компании, которая оказывает услуги по ведению бухгалтерского учета на аутсорсинге, то вижу ситуацию с разных сторон и могу сказать, что все надо рассматривать в частности.
Предлагаю ряд критериев оценки главного бухгалтера и организации, оказывающей бухгалтерские услуги.
-
Стоимость.
Главный бухгалтер. Надо помнить, что расходы на главного бухгалтера слагаются не только из заработной платы. Сюда надо включить налоги с фонда оплаты труда, расходы на программное обеспечение по ведению бухгалтерского учета, подписку на профессиональные издания, информационные базы, организацию рабочего места, бумагу, канцтовары, повышение квалификации и иные расходы.
Услуги бухгалтера на аутсорсинге. Все расходы выражаются одним счетом по итогам месяца и зависят от объема обработанных документов, количества оказанных консультаций, количества составленных отчетов и иных услуг, полученных вами в процессе работы. Если ваша компания маленькая, то, несомненно, выгоднее обращаться в стороннему специалисту, это будет дешевле. Бухгалтерские услуги в Минске будут дешевле, чем в других городах. Это связано с высокой конкуренцией на рынке услуг по ведению бухгалтерского учета.
-
Уровень квалификации
Главный бухгалтер. Определить самостоятельно уровень квалификации специалиста по ведению бухгалтерского учета директору невозможно. Как и в любой профессии, чтобы быть ассом в бухгалтерии, надо иметь:
— высшее экономическое образование;
— длительный опыт работы по специальности;
— иметь отраслевую специализацию. Например, главный бухгалтер, имеющий 5-й опыт работы в оптовой торговле не может работать главным бухгалтером в строительной фирме по той причине, что строительство узкоспециализированная отрасль и для качественной работы в строительной организации надо иметь многолетний опыт работы и знать специфику не в теории, а с «изнанки».
Я бы к названным пунктам из личного опыта добавила, что очень важно, чтобы главный бухгалтер был психологически совместим с коллективом и как личность соответствовал целям и задачам организации. Наверняка в вашей жизни были ситуации, когда приходилось выписывать счета или брать справки, разбираться с какими-то ситуациями, а главный бухгалтер – «злая собака» (уж извините за прямолинейность). И несмотря на все проделанную остальным коллективом работу по созданию приятного впечатления, осадочек остается неприятным.
Услуги бухгалтера на аутсорсинге. Уровень квалификации работников организации по ведению бухгалтерского учета традиционно высокий. Помимо требований к образованию, стажу и опыту работу, у таких специалистов, более широкий профессиональный кругозор, они чаще сталкиваются с нестандартными ситуациями, обладают широкими информационными источниками, регулярно проходят повышение квалификации. (Я говорю о компаниях-профессионалах, а не о тех, что пришел «немножко заработать».) Для главных бухгалтеров компаний, оказывающих бухгалтерские услуги, важно сохранить Клиента на длительный срок, поэтому изначально строятся уважительные и доверительные отношения.
-
Ответственность
Главный бухгалтер. К сожалению, вопрос ответственности главного бухгалтера за сделанные им ошибки на уровне законодательства решен теоретически. На практике, всю ответственность за ошибки бухгалтера несет директор и учредитель. Доначисленные в ходе проверки налоги и штрафы платит организация. Главный бухгалтер может быть привлечен лишь к административной ответственности за последние три года проверки. Судебная практика на такие споры не богата.
Кстати, у меня была одна интересная ситуация лет 5 назад. Главбух обокрала директора на сумму примерно 20 тысяч долларов (просто перечисляла себе на счет). Когда данный факт был выявлен в ходе аудита, встал вопрос о необходимости передачи дел в правоохранительные органы. Директор отказался с формулировкой «Уж очень она человек хороший!».
Услуги бухгалтера на аутсорсинге. Традиционно, материальная ответственность Клиента и организации, оказывающей бухгалтерские услуги, закрепляется договором. Если в договоре по данному вопросу ничего не прописано, не стоит расстраиваться, в любом случае вы можете взыскать начисленные по итогам проверки штрафные санкции по допущенным бухгалтерской компанией ошибкам. Только придется это делать в судебном порядке. При заключении договора на бухгалтерские услуги обратите внимание, есть ли у организации страховка. В случае, если ответственность бухгалтерской компании застрахована, сразу после налоговой проверки можно обращаться в страховую компанию.
Приведенный выше список критериев можно расширить, я привела основные критерии, которые нужно учитывать.
Помните, выбор за вами!