Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

Всегда говорю, что с налоговой спорить не только можно, но и нужно!

Здравствуйте, дорогие Клиенты!

Всегда говорю, что с налоговой спорить  не только можно, но и нужно!

У Клиента налоговая проверка. Сопровождаем.

Суть нарушения. При проверке отражения в бухгалтерском учете затрат на рекламу установлено, что в состав расходов включены расходы на публикацию в национальном профильном издании  статьи-интервью с руководителем предприятия. В публикации велся разговор о компании как о надежном партнере, имеющей большой опыт работы на рынке и о направлениях деятельности компании,  о коллективе компании как о профессионалах высокого класса, о конкурентных преимуществах компании, приведены примеры уже реализованных проектов. В статье  приведена контактная информация и логотипа компании. Данные затраты Клиентом отражены в составе расходов на рекламу.

Проверяющие выразили мнение  на основание пункта 4 статьи 10 Закона «О рекламе» (далее – Закон), что данные расходы не относятся  к расходам на рекламу в целях налогового учета, поскольку не содержат УНП (Учетного номера плательщика).

 

Наша позиция.

Согласно пункту 1 статьи 130 НК затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.

Данные затраты определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) и отражаются в том налоговом периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) (пункт 2 статьи 130 НК).

На официальном сайте Министерства торговли Республики Беларусь в отношении рекламы размещено следующее разъяснение в форме вопрос-ответ:

Вопрос: В каких случаях в рекламе необходимо указывать наименование и УНП рекламодателя? Ознакомиться с текстом публикации  можно по ссылке:>)

Приводим текст разъяснения.

Ответ. «В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. «О рекламе» (далее – Закон) реклама, содержащая информацию о реализации товара, связанная с осуществлением рекламодателем предпринимательской деятельности, должна содержать наименование рекламодателя, его учетный номер плательщика, а если рекламодателем является гражданин, осуществляющий деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, — также его фамилию и инициалы. В случае, если рекламодателем являются иностранное или международное юридическое лицо (организация, не являющаяся юридическим лицом), иностранный гражданин либо лицо без гражданства, при отсутствии у них учетного номера плательщика в рекламе вместо такого номера указывается название страны и населенного пункта, на территории которых имеется место нахождения или постоянного проживания рекламодателя.

Рекламой, содержащей информацию о реализации товара, связанной с осуществлением рекламодателем предпринимательской деятельности, признается реклама, в которой имеется контактная информация (о месте нахождения рекламодателя, местах реализации товара (например, адреса магазинов, электронный адрес интернет-магазина), контактные телефоны). В такой рекламе обязательно должны быть указаны наименование и учетный номер плательщика рекламодателя.

Если рекламодателем является иностранное или международное юридическое лицо (организация, не являющаяся юридическим лицом), иностранный гражданин или лицо без гражданства, при отсутствии у них учетного номера плательщика в рекламе вместо такого номера указывается название страны и населенного пункта, на территории которых находится или постоянно проживает такой рекламодатель (при этом, если название страны и населенного пункта выполнено на иностранном языке, в силу пункта 2 статьи 10 Закона эти названия должны быть переведены на русский и (или) белорусский язык).

Данные требования  не распространяются на рекламу, размещаемую (распространяемую):

на телевидении и радио; на средстве наружной рекламы;

на транспортном средстве (при этом к рекламе на транспортном средстве относится реклама, размещаемая (распространяемая) на внешней поверхности транспортного средства. Именно для такой рекламы законодательство о рекламе предусматривает специальные нормы регулирования (например, статья 14 Закона «Реклама на транспортном средстве». Приведенная норма Закона распространяет свое действие именно на такую рекламу. Реклама, размещаемая (распространяемая) в салонах транспортных средств (например, на стендах, видеомониторах, посредством аудиорекламы), не относится к рекламе на транспортных средствах);

посредством сотовой подвижной электросвязи операторами электросвязи;

в сети Интернет и содержащую ссылку на сайт, на котором размещены наименование и УНП рекламодателя.

Если же в рекламе отсутствует контактная информация, не идет речь о предпринимательской деятельности, наименование и учетный номер плательщика рекламодателю указывать не обязательно, независимо от того, где реклама размещается (распространяется). Например, в рекламе содержится изображение товара и рекламный текст – описание характеристик товара и рекламный слоган. Это так называемая «имиджевая» реклама (Закон не содержит этот термин, он используется лишь в профессиональной среде рекламистов и специальной литературе), в которой наименование и УНП рекламодателя можно не указывать даже, если реклама размещается (распространяется), например, в печатном СМИ.»

Википедия дает следующее определение понятию «Имидж организации»: Имидж организации можно определить как сформировавшийся, действенный, эмоционально окрашенный образ организации или отдельных её составляющих, наделённых определёнными характеристиками, основанными на реальных или приписываемых перцептивных свойствах конкретной организации, обладающих социальной значимостью для воспринимающего.

Факторы, влияющие на формирование позитивного имиджа:

  1. Финансовое положение организации.
  2. История организации, фирмы, её традиция и репутация.
  3. Личность руководителя.
  4. Паблисити — рекламная известность.
  5. Забота о персонале.
  6. Социальная ответственность перед обществом.
  7. Управление организацией.
  8. Фирменный стиль.
  9. Этичность деятельности и отношений.

 

Исходя из приведенного выше разъяснения, а также публичного определения понятия «имидж» полагаем, что указание УНП в «имиджевых» статьях не требуется, поскольку в такой статье не содержится информация о реализации товара, связанная с осуществлением рекламодателем предпринимательской деятельности.

 

Кроме того, если, по мнению проверяющих, данные расходы и не относятся к рекламе, то, по нашему мнению, описанные затраты однозначно носят производственный характер и могут быть включены в состав расходов, участвующих в налогообложении как услуги сторонних организаций производственного характера.

 

История текущей проверки еще не закончилась.

 

В любом случае, хочу поблагодарить всех наших Клиентов за доверие!

 

И не стесняйтесь обращаться к нам за помощью. Поверьте, есть случаи, когда мы помогаем нашим клиентам совсем не за деньги, а именно в благодарность за сотрудничество, доверие и доброе человеческое отношение!

 

Берегите себя и своих близких!

 

 

С уважением,

директор аудиторской компании «БелАудитАльянс»

 

Елена Жугер

 

 

Если у Вас возникли вопросы, я с удовольствием отвечу них. Пишите мне:  Elena@belaudit.by

07.05.2015

Другие новости