Дорогие коллеги!
Предлагаю Вашему вниманию мою статью, опубликованную в «Строительной газете» 26 ноября 2013 года.
Аудит для долевого строительства
В последние годы в столице трудно найти дом, построенный точно в заявленные сроки. По этой причине 2013 год для застройщиков был ознаменован очередным ужесточением законодательства в этой отрасли, а именно 6 июля принят Указ Президента Республики Беларусь N 263 «О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь». Примечательной новаций документа стала норма, обязывающая застройщика один в раз в год за свой счет организовать проведение аудита целевого использования привлекаемых средств.
Заключение по результатам такого аудита в трехдневный срок должно быть представлено местным исполнительным и распорядительным органам, выдавшим разрешительную документацию на долевое строительство объекта строительства. Кроме того, застройщик обязан разместить информацию о результатах аудита в месте, доступном для ознакомления по месту своего нахождения. Отмечу, что информацией о результатах аудита является не только аудиторское заключение, но и отчет по результатам аудита, который содержит подробную информацию о проверенных в ходе аудита вопросах и выявленных нарушениях.
В ходе аудита целевого использования привлекаемых на строительство объектов долевого строительства средств для выражения аудиторского мнения должны быть проверены следующие вопросы:
- аудит правоустанавливающих документов, таких как свидетельство о государственной регистрации, учредительных документов, положения о филиалах, представительствах, иных обособленных подразделениях, специальные разрешения (лицензии) на право осуществления лицензируемых видов деятельности.
- аудит документации, регламентирующей организацию долевого строительства на объекте:
- проектную документацию, прошедшей государственную экспертизу в случаях и порядке, установленных законодательством;
- договора строительного подряда на строительство многоквартирного жилого дома и (или) иных объектов недвижимости (если строительство не ведется застройщиком собственными силами);
- разрешения на производство строительно-монтажных работ для строительства многоквартирного жилого дома и иных объектов недвижимости;
- иные документы, связанные со строительством;
- аудит расчетов по налогам, сборам (пошлинам), другим обязательным платежам в республиканский и (или) местные бюджеты (в том числе в государственные целевые бюджетные фонды), в государственные внебюджетные фонды, а также отсутствие задолженности по ним на момент привлечения средств дольщиков;
- аудит движения денежных средств по счетам заказчика и дольщика в банке;
- аудит расчетов Заказчика с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, прочими контрагентами. А также аудит Заказчика расчетов по оплате труда и прочим расчетам с подотчетными лицами;
- аудит формирования стоимости строительства и определения прибыли Заказчика;
- обоснованность действий Заказчика при изменении стоимости строительства.
Отмечу, что действующим законодательством конкретного перечня вопросов по аудиту целевого использования привлекаемых на строительство объектов долевого строительства средств не утверждено. Названный выше перечень вопросов содержит только те вопросы, аудит которых необходим для выражения мнения аудитора о целевом использовании привлекаемых средств.
Елена Жугер, управляющий партнер аудиторской компании ООО«БелАудитАльнс»,
сертифицированный аудитор, член Ассоциации Аудиторских организаций